Новое в законах о животноводстве
Опубликован новый Закон Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 165-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам агропромышленного комплекса». Изменения затронули ряд законов – это Законы «О ветеринарии», «О племенном животноводстве», Земельный Кодекс и пр. Основные изменения законодательства коснулись области животноводства.
В Закон РК от 9 июля 1998 года «О племенном животноводстве»:
- 1. ведены новые термины о племенных животных, племенной крупный рогатый скот теперь делится на 2 категории. Животные первой категории отличаются от сородичей наличием данных о родословной не менее трех поколений их предков, к животным второй категории относится скот без подтверждения родословной. Появилось новое понятие: селекционное животное (не племенное) – это животное соответствующее стандарту породы (т. е. минимальным требованиям по продуктивности и типу телосложения). Учет селекционных животных ведется в селекционных карточках;
- внесены дополнения о республиканских палатах по породам КРС и их компетенции. Теперь республиканские палаты осуществляет выдачу не только племенных свидетельств на племенной крупный рогатый скот первой и второй категорий, но и выдают селекционные карточки на селекционных животных. Кроме того, республиканские палаты по породам КРС могут вносить предложения по распределению субсидий на племенную продукцию (материал) в пределах бюджетных средств, предусмотренных на указанные цели.
В Закон РК от 10 июля 2002 года «О ветеринарии»:
1. больше уделено внимания порядку и условиям возмещения предпринимателям стоимости изымаемых и уничтожаемых больных животных;
2. значительно сокращены функции и компетенция акимов сельских округов, сел и поселков. Ведение ветеринарного учета, базы данных по идентификации животных, выдача ветеринарных паспортов и справок, выполнение ветеринарных мероприятий против особо опасных и энзоотических болезней животных и прочие функции теперь перешли в компетенцию районных и городских уполномоченных органов и местных исполнительных органов;
3. внесены дополнительные обязанности физических и юридических лиц по предупреждению болезней животных, включая болезни, общие для животных и человека:
а) обеспечивать идентификацию сельскохозяйственных животных;
б) извещать подразделения местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, органы государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора о:
– вновь приобретенном (приобретенных) животном (животных), полученном приплоде, его (их) убое и реализации;
– случаях падежа, одновременного заболевания нескольких животных или об их необычном поведении и до прибытия специалистов в области ветеринарии, государственных ветеринарно-санитарных инспекторов принять меры к изолированному содержанию животных при подозрении в заболевании;
в) выполнять акты государственных ветеринарно-санитарных инспекторов;
г) осуществлять проведение убоя сельскохозяйственных животных, предназначенных для последующей реализации, на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах или убойных площадках (площадках по убою сельскохозяйственных животных);
д) оказывать содействие специалистам в области ветеринарии при выполнении ими служебных обязанностей по проведению ветеринарных мероприятий.
В Кодексе об административных правонарушениях РК ужесточены и детализированы меры административного взыскания за нарушение законодательства о ветеринарии. За несоблюдение выше перечисленных обязанностей по предупреждению болезней животных предприниматели и физические лица будут выплачивать штраф. Причем сумма штрафа для физических лиц увеличена с пяти до десяти МРП, а для ИП и субъектов малого предпринимательства наоборот снижена с 50 до 25 МРП. Наказываться за нарушение порядка выдачи ветеринарных документов и требований к их бланкам будут и должностные лица.
Небольшие изменения в законодательстве коснулись казахстанских аграриев, как животноводов, так и растениеводов. Так в Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года N 66 «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» введена дополнительная статья 13-1 – обеспечение агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства. Согласно которой государственное учреждение, определяемое Правительством РК, будет осуществлять агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства. Это обслуживание включает:
1) проведение агрохимического обследования почв;
2) ведение мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
3) ведение прогноза и динамики уровня плодородия почв;
4) испытание агрохимикатов;
5) создание и ведение информационного банка данных об агрохимическом состоянии земель сельскохозяйственного назначения;
6) оценка качества растениеводческой продукции и продуктов ее переработки.
Для этих же целей в статью 65 Земельного Кодекса РК внесено дополнительное обязательство землепользователя и/или собственника земельного участка – обеспечивать доступ к земельным участкам для проведения агрохимического обследования почв.