Новая роль сельских акимов

Проверять соблюдение законодательства и налагать штрафные санкции те­перь могут акимы сел, поселков и сельских округов. Такие обязанности введе­ны новым законом.

Перед наступлением нового 2016 года на территории Респу­блики Казахстан вступил в силу Закон РК от 2 ноября 2015 года № 387-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые за­конодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Ре­спублике Казахстан». Новый закон расширяет функционал и круг полномочий акимов сел, посел­ков, сельских округов в рамках действия Земельного кодекса РК и Кодекса об административных правонарушениях.

Сельский аким – земельный инспектор

В части статей Земельного кодекса теперь акимы сел, по­селков и сельских округов вправе самостоятельно проводить про­верки как земельные инспектора. Осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель. Вправе выявлять нарушения земельного законода­тельства и налагать администра­тивные взыскания с нарушителей.

Но все новые функции и полно­мочия сельских акимов не рас­пространяются на субъектов частного предпринимательства. Проверкам со стороны акимов сел подвержены лишь частные лица и только по двум видам нарушений земельного законодательства. Согласно пункту 2-1 статьи 147 Зе­мельного кодекса, акимы поселков, сел, сельских округов организуют и проводят государственный кон­троль в отношении физических лиц (за исключением субъектов частного предпринимательства) на территории населенного пункта за:

1) недопущением незаконно­го занятия или обмена государ­ственных земельных участков либо совершения других сделок, в прямой или косвенной форме на­рушающих право государственной собственности на землю;

2) недопущением использо­вания земель не по целевому назначению.

За более подробной информа­цией о новых функциях сельских акимов корреспондент газеты об­ратился к заместителю руководи­теля ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской об­ласти» Владимиру Крячко (интер­вью с Владимиром Васильевичем размещено врезкой в статью).

Штрафы от сельских акимов

Согласно нововведениям в КоАП, сельские акимы вправе самостоя­тельно рассматривать дела об административных правона­рушениях и налагать админи­стративные взыскания за адми­нистративные правонарушения, предусмотренные статьями КоАПа:

– 136 – за незаконное занятие или обмен государственных земель­ных участков либо совершения других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собствен­ности на землю (кроме субъектов частного предпринимательства);

– 144 – за незаконное подклю­чение и использование энергии (в части теплоиспользующих устано­вок потребителей);

– 146 – за проезд по посевам или насаждениям на механическом транспортном средстве, гужевом транспорте;

– 147 – за потраву посевов, стогов, порчу или уничтожение находя­щегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур;

– 204 – за торговлю в неустанов­ленных местах;

– 339 – за невыполнение обя­занностей собственниками зе-мельных участков и землеполь­зователями по использованию земельных участков не по целевому назначению (в части правонарушений, совершенных физическими лицами (за исклю­чением субъектов частного пред­принимательства) на территории населенного пункта);

– и прочими правонарушениями на территории населенных пун­ктов. Отныне акимы сел, поселков, сельских округов могут налагать штрафы за административные правонарушения.

Сельский бюджет

Введены согласно новому за­кону и правки в Бюджетный ко­декс РК. В пункте 2-1 статьи 35 для реализации функций местного самоуправления органам местно­го самоуправления передаются следующие поступления в област­ные бюджеты и бюджеты районов (городов областного значения):

1) индивидуальный подоходный налог по доходам, не облагаемым у источника выплаты, физических лиц, зарегистрированных на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;

2) налог на имущество физи­ческих лиц, имущество которых находится на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;

3) земельный налог на земли на­селенных пунктов с физических и юридических лиц, земельный уча­сток которых находится в городе районного значения, поселке, селе;

4) налог на транспортные сред­ства с физических и юридических лиц, зарегистрированных в городе районного значения, поселке, селе.

Ранее земельный и транспорт­ный налоги не входили в пере­чень поступлений, передаваемых органам местного самоуправле­ния в виде трансфертов. Теперь трансферты увеличены на суммы этих налогов, а, следовательно, увеличится и сумма использова­ния, расходования трансфертов на вопросы местного значения.

Кого именно могут проверять сельские акимы на предмет землепользования – в интервью с Владимиром Крячко

В соответствии с новым законом сельские акимы начнут выпол­нять часть функций земельных инспекторов. Что думают об этом сами земельные инспектора – в интервью с заместителем руководи­теля ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» Владимиром Крячко (на снимке).

Владимир Крячко_01Акимы сел, поселков и сельских округов вправе самостоятельно проверять физические лица на предмет незаконного занятия или обмена государственных земельных участков и использования земель не по целевому назначению. А также налагать штрафы за данные правонарушения согласно КоАП. Речь идет о земельных участках, находящихся на территории населенных пунктов. Сель­ские акимы не вправе осуществлять такие проверки в отно­шении субъектов частного предпринимательства (ТОО, АО, КХ, ИП и прочие).

– Владимир Васильевич, что, на Ваш взгляд, послужило при­чиной для таких изменений в законодательстве в части дея­тельности сельских акимов?

– Думаю, в связи с тем, что областные земельные инспекции не успевают охватить все населенные пункты области. Штат специали­стов, возможности и ресурсы управлений по контролю за использо­ванием и охраной земель не всегда позволяют провести проверки всех физических лиц и мелких предпринимателей на селе. Поэтому такие полномочия предоставили сельским акимам. Они находятся и живут в населенном пункте, все действия жителей сел у них на виду. Тут же видят, кто незаконно занял земельные участки или не по праву действует.

У каждого населенного пункта есть закрепленная за ним земля. Это определенная территория, отмеченная на карте и отведенная селу. За недопущением незаконного занятия земельного участка в черте этой земли и использованием не по целевому назначению теперь будут бдеть акимы населенных пунктов.

Физическим лицам выделяют земельные участки на землях насе­ленных пунктов под ведение личного подсобного хозяйства или об­служивание жилого дома. Они же там строят, открывают магазины, станции технического обслуживания, киоски или машинные дворы организовывают. Это использование не по целевому назначению. Таким лицам нужно изменить целевое назначение своего участка с ведения ЛПХ или обслуживания жилого дома на другое.

– Каким образом сельские акимы будут проводить проверки вместо земельных инспекторов?

– Как это будет проходить на практике, я пока ответить не готов, поскольку закон совсем новый. В соответствии с законодательством акимы должны соблюсти весь алгоритм проведения проверки. О нем я расскажу.

Изначально акиму села должно поступить обращение от физиче­ского лица или должностного служащего о правонарушении, на основании обращения вы­носится акт о назначении про­верки. Потом, не менее чем за сутки до начала проверки, нужно письменно уведомить субъекта проверки. Акт о на­значении проверки также нужно зарегистрировать в органах право­вой статистики.

После регистрации сельский аким выезжает на объект прове­дения проверки как земельный инспектор. Тут нужно составить несколько документов – это акт полевого обследования участка, схематический чертеж, акт о результатах проверки. В случае выяв­ления нарушения аким вправе самостоятельно составить протокол об административном правонарушении, вынести постановление о привлечении к ответственности и предписание об устранении выявленного нарушения.

Расширение прав сельских акимов – это дополнительные сила и помощь земельным инспекторам. Акимы сел, поселков, сельских округов самостоятельно могут налагать штрафы на правонарушите­лей. И не только за нарушения в области земельного законодатель­ства по новому закону. Там много других сфер деятельности села, где за нарушения сельский аким может оштрафовать.

– А землепользователей, занимающих земельные участки на землях населенных пунктов, акимы сел могут проверять?

– Нет, по закону они вправе проверять только физические лица, кроме субъектов частного предпринимательства. Сельхозпроизво­дителей – ТОО, АО, КХ и ИП – проверять в части нарушения земель­ного законодательства продолжат только земельные инспектора.

– А могут сельские акимы к Вам обратиться с фактом о правонарушении на территории его села и просьбой провести проверку физического лица?

– Да, конечно, но мы тут можем ему ответить, что, согласно зако­нодательству, он сам вправе осуществлять проверку. Теперь это и его функции. А можем и выехать и провести проверку физического лица. Пока не могу сказать, как это будет. Эти новые изменения в за­конодательстве еще на практике не применялись, сельские акимы ни разу проверки не проводили.

– Спасибо за информацию!

 ***

Такое расширение прав сель­ских акимов связано с кризис­ными явлениями в финансовой сфере государства. Суммы вы­плачиваемых штрафов пойдут в государственный бюджет, и «лишними», безусловно, не будут. Да и порядок в селах и поселках в части занимаемых земельных участков давно пора навести. Это в городах и областных центрах ни один гражданин самовольно зем­ли не займет, они дороже стоят и находятся прямо под оком зе­мельных инспекторов. А в селени­ях – с порядком иначе. Люди зани­мают земли населенных пунктов не по праву или не в соответствии с целевым назначением. Поэтому акимов сел уполномочили само­стоятельно проводить проверки земельных участков и штрафовать за нарушения.

Только вот что из этого вы­йдет на деле? Государственный контроль – функция не простая и многими государственными ор­ганами проверяемая. Смогут ли сельские акимы с ней справиться, не имея опыта? Соблюсти все процедуры проверки и наложе­ния взысканий в соответствии с нормативно-правовыми актами? Может дойти и до абсурда, когда главы крестьянских хозяйств уже не смогут трактор или стог сена поставить рядом со своим подво­рьем на территории населенного пункта. Может случиться незакон­ное занятие земель или не в соот­ветствии с целевым назначением участка.

Гани Ермек

Статья от 22.02.2016 г.

Ссылки по теме:

Выкупаем земли, фермеры?!

Орган, ответственный за рациональное использование пастбищ, могут создать в Казахстане

Казахстан: В Актюбинской области не используется более половины сельхозземель

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы