Новая роль сельских акимов
Проверять соблюдение законодательства и налагать штрафные санкции теперь могут акимы сел, поселков и сельских округов. Такие обязанности введены новым законом.
Перед наступлением нового 2016 года на территории Республики Казахстан вступил в силу Закон РК от 2 ноября 2015 года № 387-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан». Новый закон расширяет функционал и круг полномочий акимов сел, поселков, сельских округов в рамках действия Земельного кодекса РК и Кодекса об административных правонарушениях.
Сельский аким – земельный инспектор
В части статей Земельного кодекса теперь акимы сел, поселков и сельских округов вправе самостоятельно проводить проверки как земельные инспектора. Осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель. Вправе выявлять нарушения земельного законодательства и налагать административные взыскания с нарушителей.
Но все новые функции и полномочия сельских акимов не распространяются на субъектов частного предпринимательства. Проверкам со стороны акимов сел подвержены лишь частные лица и только по двум видам нарушений земельного законодательства. Согласно пункту 2-1 статьи 147 Земельного кодекса, акимы поселков, сел, сельских округов организуют и проводят государственный контроль в отношении физических лиц (за исключением субъектов частного предпринимательства) на территории населенного пункта за:
1) недопущением незаконного занятия или обмена государственных земельных участков либо совершения других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю;
2) недопущением использования земель не по целевому назначению.
За более подробной информацией о новых функциях сельских акимов корреспондент газеты обратился к заместителю руководителя ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» Владимиру Крячко (интервью с Владимиром Васильевичем размещено врезкой в статью).
Штрафы от сельских акимов
Согласно нововведениям в КоАП, сельские акимы вправе самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за административные правонарушения, предусмотренные статьями КоАПа:
– 136 – за незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершения других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю (кроме субъектов частного предпринимательства);
– 144 – за незаконное подключение и использование энергии (в части теплоиспользующих установок потребителей);
– 146 – за проезд по посевам или насаждениям на механическом транспортном средстве, гужевом транспорте;
– 147 – за потраву посевов, стогов, порчу или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур;
– 204 – за торговлю в неустановленных местах;
– 339 – за невыполнение обязанностей собственниками зе-мельных участков и землепользователями по использованию земельных участков не по целевому назначению (в части правонарушений, совершенных физическими лицами (за исключением субъектов частного предпринимательства) на территории населенного пункта);
– и прочими правонарушениями на территории населенных пунктов. Отныне акимы сел, поселков, сельских округов могут налагать штрафы за административные правонарушения.
Сельский бюджет
Введены согласно новому закону и правки в Бюджетный кодекс РК. В пункте 2-1 статьи 35 для реализации функций местного самоуправления органам местного самоуправления передаются следующие поступления в областные бюджеты и бюджеты районов (городов областного значения):
1) индивидуальный подоходный налог по доходам, не облагаемым у источника выплаты, физических лиц, зарегистрированных на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;
2) налог на имущество физических лиц, имущество которых находится на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;
3) земельный налог на земли населенных пунктов с физических и юридических лиц, земельный участок которых находится в городе районного значения, поселке, селе;
4) налог на транспортные средства с физических и юридических лиц, зарегистрированных в городе районного значения, поселке, селе.
Ранее земельный и транспортный налоги не входили в перечень поступлений, передаваемых органам местного самоуправления в виде трансфертов. Теперь трансферты увеличены на суммы этих налогов, а, следовательно, увеличится и сумма использования, расходования трансфертов на вопросы местного значения.
Кого именно могут проверять сельские акимы на предмет землепользования – в интервью с Владимиром Крячко
В соответствии с новым законом сельские акимы начнут выполнять часть функций земельных инспекторов. Что думают об этом сами земельные инспектора – в интервью с заместителем руководителя ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» Владимиром Крячко (на снимке).
Акимы сел, поселков и сельских округов вправе самостоятельно проверять физические лица на предмет незаконного занятия или обмена государственных земельных участков и использования земель не по целевому назначению. А также налагать штрафы за данные правонарушения согласно КоАП. Речь идет о земельных участках, находящихся на территории населенных пунктов. Сельские акимы не вправе осуществлять такие проверки в отношении субъектов частного предпринимательства (ТОО, АО, КХ, ИП и прочие).
– Владимир Васильевич, что, на Ваш взгляд, послужило причиной для таких изменений в законодательстве в части деятельности сельских акимов?
– Думаю, в связи с тем, что областные земельные инспекции не успевают охватить все населенные пункты области. Штат специалистов, возможности и ресурсы управлений по контролю за использованием и охраной земель не всегда позволяют провести проверки всех физических лиц и мелких предпринимателей на селе. Поэтому такие полномочия предоставили сельским акимам. Они находятся и живут в населенном пункте, все действия жителей сел у них на виду. Тут же видят, кто незаконно занял земельные участки или не по праву действует.
У каждого населенного пункта есть закрепленная за ним земля. Это определенная территория, отмеченная на карте и отведенная селу. За недопущением незаконного занятия земельного участка в черте этой земли и использованием не по целевому назначению теперь будут бдеть акимы населенных пунктов.
Физическим лицам выделяют земельные участки на землях населенных пунктов под ведение личного подсобного хозяйства или обслуживание жилого дома. Они же там строят, открывают магазины, станции технического обслуживания, киоски или машинные дворы организовывают. Это использование не по целевому назначению. Таким лицам нужно изменить целевое назначение своего участка с ведения ЛПХ или обслуживания жилого дома на другое.
– Каким образом сельские акимы будут проводить проверки вместо земельных инспекторов?
– Как это будет проходить на практике, я пока ответить не готов, поскольку закон совсем новый. В соответствии с законодательством акимы должны соблюсти весь алгоритм проведения проверки. О нем я расскажу.
Изначально акиму села должно поступить обращение от физического лица или должностного служащего о правонарушении, на основании обращения выносится акт о назначении проверки. Потом, не менее чем за сутки до начала проверки, нужно письменно уведомить субъекта проверки. Акт о назначении проверки также нужно зарегистрировать в органах правовой статистики.
После регистрации сельский аким выезжает на объект проведения проверки как земельный инспектор. Тут нужно составить несколько документов – это акт полевого обследования участка, схематический чертеж, акт о результатах проверки. В случае выявления нарушения аким вправе самостоятельно составить протокол об административном правонарушении, вынести постановление о привлечении к ответственности и предписание об устранении выявленного нарушения.
Расширение прав сельских акимов – это дополнительные сила и помощь земельным инспекторам. Акимы сел, поселков, сельских округов самостоятельно могут налагать штрафы на правонарушителей. И не только за нарушения в области земельного законодательства по новому закону. Там много других сфер деятельности села, где за нарушения сельский аким может оштрафовать.
– А землепользователей, занимающих земельные участки на землях населенных пунктов, акимы сел могут проверять?
– Нет, по закону они вправе проверять только физические лица, кроме субъектов частного предпринимательства. Сельхозпроизводителей – ТОО, АО, КХ и ИП – проверять в части нарушения земельного законодательства продолжат только земельные инспектора.
– А могут сельские акимы к Вам обратиться с фактом о правонарушении на территории его села и просьбой провести проверку физического лица?
– Да, конечно, но мы тут можем ему ответить, что, согласно законодательству, он сам вправе осуществлять проверку. Теперь это и его функции. А можем и выехать и провести проверку физического лица. Пока не могу сказать, как это будет. Эти новые изменения в законодательстве еще на практике не применялись, сельские акимы ни разу проверки не проводили.
– Спасибо за информацию!
***
Такое расширение прав сельских акимов связано с кризисными явлениями в финансовой сфере государства. Суммы выплачиваемых штрафов пойдут в государственный бюджет, и «лишними», безусловно, не будут. Да и порядок в селах и поселках в части занимаемых земельных участков давно пора навести. Это в городах и областных центрах ни один гражданин самовольно земли не займет, они дороже стоят и находятся прямо под оком земельных инспекторов. А в селениях – с порядком иначе. Люди занимают земли населенных пунктов не по праву или не в соответствии с целевым назначением. Поэтому акимов сел уполномочили самостоятельно проводить проверки земельных участков и штрафовать за нарушения.
Только вот что из этого выйдет на деле? Государственный контроль – функция не простая и многими государственными органами проверяемая. Смогут ли сельские акимы с ней справиться, не имея опыта? Соблюсти все процедуры проверки и наложения взысканий в соответствии с нормативно-правовыми актами? Может дойти и до абсурда, когда главы крестьянских хозяйств уже не смогут трактор или стог сена поставить рядом со своим подворьем на территории населенного пункта. Может случиться незаконное занятие земель или не в соответствии с целевым назначением участка.
Гани Ермек
Статья от 22.02.2016 г.
Ссылки по теме:
Орган, ответственный за рациональное использование пастбищ, могут создать в Казахстане
Казахстан: В Актюбинской области не используется более половины сельхозземель