Налоговые изменения – 2021
Усиление и расширение взаимодействия налоговых органов с уполномоченными органами, введение инвестиционного налогового кредита, увеличение в 20 раз земельного налога по неиспользуемым земельным участкам и многое другое введено в налоговое законодательство. Подробности у корреспондента ИА «АгроИнфо».
![](https://agroinfo.kz/wp-content/uploads/2017/09/Nalogovyi-kodeks-403221.jpg)
С начала текущего года вступили в действие очередные нововведения в Налоговый кодекс Республики Казахстан (далее – НК РК). Много изменений коснулось взаимодействия налоговых органов с различными уполномоченными органами РК и физическими лицами.
Теперь за информацию о нарушениях применения контрольно-кассовой машины и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, будут платить вознаграждение лицам, сообщившим в налоговый орган об известных им фактах нарушений, подтвержденных видеофиксацией.
Налоговые органы совместно с НПП «Атамекен» начнут вести единую информационную систему о предпринимателях страны. Согласно п 15 статьи 22 НК РК в этой системе каждый налогоплательщик самостоятельно может проверить своего контрагента на основе индексов, рассчитанных по методике, утверждаемой и определяемой налоговым органом.
Введены дополнительные обязанности для банков, различных уполномоченных органов, местных исполнительных органов по предоставлению в налоговые органы информации о налогоплательщике (пункты 19-1-19-6 статьи 26 НК РК):
– уполномоченный орган в сфере долевого участия в жилищном строительстве обязан в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом, представлять в налоговые органы сведения о физических лицах, заключивших договор о долевом участии в жилищном строительстве, а также о физических лицах, заключивших договор о переуступке прав требований по ним.
– уполномоченный государственный орган по труду обязан представлять сведения о физических лицах, являющихся безработными, выданных разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом.
– уполномоченный орган по делам государственной службы обязан представлять сведения по политическим и административным государственным служащим из единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом по делам государственной службы.
– уполномоченный орган в области культуры обязан представлять сведения по физическим лицам, владеющим материальными культурными ценностями, имеющими особое значение для истории и культуры страны и включенными в Государственный реестр объектов национального культурного достояния, в порядке, определенном уполномоченным органом.
– уполномоченный орган в области государственной статистики обязан представлять административные данные, учтенные в книге похозяйственного учета, в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом.
– центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения, обязан представлять сведения по лицам, получающим социальные пособия, и о размерах выплачиваемых им пособий, по лицам, получающим пенсионные выплаты, и их размерах, за исключением пенсионных выплат из страховых организаций, в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом.
Налоговики намерены ближе взаимодействовать со всеми органами республики, и хотят знать все об имуществе, активах и обязательствах налогоплательщиков в преддверии всеобщего декларирования доходов.
Согласно статьям 49-1, 50 и 51-1 НК РК теперь налогоплательщики вправе отсрочить уплату налогов с последующей поэтапной уплатой суммы инвестиционного налогового кредита. Так назвали отсрочку по налогам со своими особенностями. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 процентов свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.
Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.
Соглашение об инвестиционном налоговом кредите должно содержать следующие положения:
– порядок уменьшения налоговых платежей;
– срок действия соглашения;
– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита;
– ответственность сторон.
Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для получения инвестиционного налогового кредита определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
В соответствии со статьей 51-1 не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:
1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 НК РК (СНР для субъектов малого бизнеса, для производителей сельскохозяйственной продукции и для крестьянских и фермерских хозяйств);
2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;
3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 НК РК.
Есть изменение в налоговом законодательстве, касающееся сельхозпроизводителей-землепользователей, но вводится в действие оно с января 2022 года, а не с начала текущего года. Согласно пункту 5 статьи 509 по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, не используемым по назначению или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, базовые ставки налога, установленные статьей 503 НК РК, увеличиваются в двадцать раз с даты вручения собственнику или землепользователю письменного предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан районными (кроме районов в городах) исполнительными органами, местными исполнительными органами городов областного значения.
Ранее до 2022 года земельный налог и плата за пользование земельными участками повышалась в 10 раз по землям, не используемым по назначению, или используемым с нарушением земельного законодательства.
С января 2021 года исключена статья 504 НК РК – Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам. Теперь ее объединили со статьей 528 НК РК, то есть земельные участки населенных пунктов, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под соответствующие постройки включили в объекты обложения налогом на имущество. С 2021 года физические лица при уплате налога на жилище, квартиру, дом будут сразу же на один лицевой счет платить налог за дачу, сад, огород или за свои земельные участки, принадлежащие им на праве собственности.
Гани Ермек