Налогообложение субъектов АПК
Не прекращаются дебаты по реформированию налогообложения сельхозтоваропроизводителей. В этой связи, распоряжением премьер-министра Республики Казахстан от 1 июля 2013 года № 98-Р, была создана рабочая группа для выработки предложений по совершенствованию налогообложения субъектов АПК.
По итогам проведенной работы рабочей группой выработаны следующие предложения:
1. В части реформирования земельного налога:
а) Сохранить единый земельный налог (ЕЗН) для крестьянских и фермерских хозяйств на следующих условиях:
1) введение норматива на максимальный размер земельного участка;
2) увеличение ставки по ЕЗН в полтора раза;
3) освобождением от платы за эмиссии в окружающую среду;
4) доход главы и членов КФХ будет облагаться индивидуальным подоходным налогом (ИПН) по ставке 10% только при превышении дохода в 150 млн. тенге.
б) Сохранить специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции на следующих условиях:
1) вывести из действия 70% льготы земельный налог;
2) увеличить ставку земельного налога в 5 раз;
3) предоставить право регионам повышать ставки по неиспользуемым землям в 10 раз.
в) Ввести для сельхозпроизводителей (юридических лиц и КФХ) общеустановленный режим с дополнительными льготами:
1) двойной вычет по фонду оплаты труда;
2) установить ставку социального налога 6,5%;
3) освободить от уплаты налога на имущество, транспорт, платы за эмиссии в окружающую среду.;
4) увеличить ставку земельного налога в 5 раз предоставить право регионам повышать ставки по неиспользуемым землям в 10 раз.
Предложения эти уже давно не новы, в прошлом году А-Инфо публиковала их, но в законную силу они еще не вступили.
2. Что касаемо новых предложений по совершенствованию налогообложения субъектов АПК. Рабочая группа вынесла предложение об освобождении от уплаты ИПН с доходов физических лиц (ЛПХ), реализующих мясо, молоко и прочую сельскохозяйственную продукцию с личного подворья.
Этот вопрос А-Инфо также поднимала в рубрике «Вопрос-ответ» в прошлом и в начале текущего года. В настоящее время, согласно Налоговому кодексу, с физических лиц, сдающих свою продукцию перерабатывающим предприятиям либо заготовительным организациям, удерживается подоходный налог.
Соответственно, перерабатывающие предприятия и заготовительные организации согласно статье 168 Налогового кодекса РК, приобретая сырье у физических лиц, становятся налоговыми агентами и обязаны удержать и перечислить за них в бюджет подоходный налог в размере 10% от суммы выплаченного дохода физическому лицу, то есть от суммы приобретенного сырья.
Теперь предлагается освободить от индивидуального подоходного налога доходы от реализации определенной сельскохозяйственной продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, которая реализуется перерабатывающим предприятиям либо заготовительным организациям.
И еще 5 предложений было вынесено по вопросам налога на добавленную стоимость.
Проблему уплаты «первого НДС» перерабатывающими и заготовительными предприятиями предложено субсидировать. Мельницы, молочные, мясные и маслоцеха обязаны платить НДС со всего оборота в виду отсутствия «первого НДС», так как приобретают свое сырье у ЛПХ и КФХ, которые не являются плательщиками НДС, и сумма налога к выплате образуется большая.
Предлагается расширить действие 70- ти процентной льготы по НДС, предус- мотренной статьей 267 НК РК, на такие направления деятельности как: переработка шкур и шерсти сельскохозяйственных животных, переработка хлопка, рыбы, а также производство кондитерских изделий.
Затронуто также несколько мер по совершенствованию уплаты НДС при импорте товаров.
Пока это только обсуждаемые предложения, законной силы они еще не приобрели. Публикуем мы их с целью ознакомления читателей с предстоящими нововведениями. Как только выйдут изменения в Налоговом Кодексе, редакция «Агро-Инфо» обязательно их разместит на страницах газеты.
Жанна Батабаева