«Надо прекращать такое отношение»: Правительство дало ответ по вопросу аграриев

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Мурат Амрин рассказал о решении, набирающей серьезные обороты, проблеме отмены уполномоченными органами решений акиматов о предоставлении земель сельхозназначения и признании недействительными заключенных на их основании договоров аренды земельных участков с предпринимателями. Точку в этом вопросе поставил Заместитель Премьер-Министра РК Нурлан Байбазаров, сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

Фото: pixy.org

Основанием для признания таких сделок недействительными стало то, что земельные участки были предоставлены акиматами вне конкурсов, путем прямого предоставления.

Но важно отметить, что сегодня проверяются и отменяются решения, принятые много лет назад. Так, иски о признании правоустанавливающих документов на землю недействительными подаются по решениям, принятым в период 2009 – 2023 годы.

При этом, не принимается во внимание, что законодательство в то время имело ряд неточностей, что позволяло по-разному трактовать нормы.

Сегодня землю для ведения крестьянского, фермерского хозяйства и сельскохозяйственного товаропроизводства возможно получить исключительно через конкурсы, в порядке статьи 43-1 Земельного кодекса Республики Казахстан.

При этом, данная статья была введена в Земельный кодекс только в 2018 году.

До этого порядок предоставления участков регулировался статьей 48 Земельного кодекса: участки из государственного земельного фонда, включая те, что предназначены для крестьянских, фермерских и сельскохозяйственных производственных хозяйств, предоставляются посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Этой же статьей был утвержден и перечень исключительных случаев, для которых земля могла предоставляться без проведения торгов. К ним относятся земли для реализации инвестиционных проектов и проектов, включенных в программы развития территорий.

Несмотря на то, что внеконкурсная передача участков для инвестпроектов была предусмотрена в Земельном кодексе начиная с 2009 года, Правила были утверждены лишь в 2022 году, и то, по инициативе «Атамекен».

Отсутствие утвержденных критериев и понятных условий для передачи вплоть до 2022 года, в результате привело к разной правоприменительной практике на местах. Сегодня контрольно-надзорные органы признают решения акиматов незаконными, также по-своему трактуя те или иные нормы.

Что касается предпринимателей, то они, как положено, шли в акимат за землей, подавали заявления, собирали требуемые от них документы и получали соответствующие решения. После этого, акиматы заключали с ними договоры аренды, и они начали развивать свой бизнес. Шли годы, и никто даже не подозревал, что эти соглашения начнут признавать недействительными.

«Остается неясной судьба возведённых предпринимателями зданий и строений на этих участках, сельскохозяйственных животных, техники, да и в целом, деятельности пострадавших хозяйств и предприятий. А ведь многие из них обеспечивают продовольственную безопасность в регионах, создают рабочие места на селе, в конце концов, платят немалые налоги и поддерживают экономику регионов» – рассказывает Амрин.

Он подчеркнул, что в число тех, у кого сегодня забирают землю входят те, кто реализовывает свои инвестиционные проекты путем получения займов, субсидий, в том числе, посредством различных государственных программ по поддержке агропромышленного комплекса.

«Есть и те, кто строил свой бизнес на кредитах и сегодня лишается источника дохода, благодаря которому эти долги и погашаются», – отметил Амрин.

По его словам, в настоящее время ситуация складывается таким образом, что по итогам проверок одного государственного органа другим и оспаривании действий и решений первого, пострадавшим оказывается третье лицо – предприниматель.

В Нацпалате считают, что добросовестный бизнес не должен отвечать за несовершенство старых законов и ошибки местных госорганов. Если должностными лицами акиматов были нарушены какие-то процедуры при предоставлении земель, они должны персонально нести за это ответственность. Но лишать земли действующий бизнес только потому, что когда-то акимат неправильно оформил документы – несправедливо.

Следует отметить, что решения о предоставлении земель, которые сегодня оспариваются, не привели к экономическому ущербу для государства, поскольку даже в случае проведения конкурса, земля предоставляется бесплатно.

Правительством поручено тщательно разобраться в вопросе с учетом интересов сторон и возможных последствий.

НПП в течение последних 2-х лет неоднократно поднимает данный вопрос перед профильным министерством, однако решения не было. Потому, вопрос был вынесен на правительственное совещание по проблемным вопросам бизнеса под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Нурлана Байбазарова

По словам представителя Верховного суда, принявшего участие в совещании, суды принимают правильные решения, поскольку имеются нарушения при вынесении решений акиматами и земельными комиссиями. В то же время, он отметил, что не всегда законные решения бывают справедливыми, и данный случай является классическим примером. Он отметил, что убытки бизнеса из-за действий госорганов по закону подлежат возмещению через суд. Соответственно, должен быть поставлен вопрос целесообразности работы земельных инспекции по подаче исков в суд, если в последующем предприниматели будут требовать возмещений. Также, он отметил о готовности Верховного суда к пересмотру подходов по таким делам.

Представителем Генеральной прокуратуры РК было отмечено, что в целях сохранения инвестиционной привлекательности и повышения предпринимательской активности в адрес прокуроров областей, а также Председателю Комитета по управлению земельными ресурсами, направлено письмо о необходимости проведения прогнозно-факторного анализа по всем факторам и последствиям возврата земли до внесения исков в суд, которые затрагивают деятельность субъектов частного предпринимательства. Также было указано о необходимости руководствоваться принципами добросовестности и справедливости, с учетом интересов государства и последствий для бизнеса. Кроме того, все подобные иски должны быть согласованы с прокурорами области.

Также отмечено, что Указом Президента «О либерализации экономики», Правительству совместно с Генеральной прокуратурой поручено до конца года закрепить компетенцию прокуроров по согласование исков в суд в отношении инвесторов. Соответствующие поправки сегодня находятся в разработке.

В НПП отметили, что ранее Минсельхоз проинформировал Администрацию Президента и Правительство о положительной практике по возмещению ущербов предпринимателям, которые лишились земель по причине неправильно принятых решений акиматов. Вместе с тем, на дважды направленные Нацпалатой официальные запросы уполномоченный орган статистику по таким делам в НПП не представил.

НПП, в свою очередь, подняла вопрос о способности местных бюджетов покрывать убытки предпринимателей. В данный момент проводятся проверки решений, принятых вплоть до 2009 года и согласно официальным данным, только с 2022 по 2023 год было отменено 1 210 решений акиматов, а ущерб по отдельным хозяйствам может достигать нескольких миллиардов тенге, которые бюджет покрыть в полном объёме не сможет.

«Данный вопрос идет вразрез проводимой Казахстаном экономической политики, поскольку сегодня на сельскохозяйственную отрасль возлагаются большие надежды, и от нее ждут конкретный, большой вклад в экономический рост страны, для чего Правительство в разы увеличивает финансирование данной отрасли, работает комфортный налоговый режим для сельского хозяйства. На сельское хозяйство выделяются субсидии, льготные кредиты, соответственно, тут еще есть кредитные риски институтов развития и бюджетных субсидий, они будут безвозвратно потеряны. Тем более, что на местах сельское хозяйство является основным драйвером экономики, создания рабочих мест и продовольственной безопасности» – отметил Нурлан Байбазаров.

По итогам совещания Вице-Премьером поручено прекратить такое отношение к инвесторам и инвестпроектам и одобрено предложение НПП о создании Рабочей группы по рассмотрению данного вопроса с участием Верховного суда, Генеральной прокуратуры и других заинтересованных госорганов.

В свою очередь, Минсельхозу поручено рекомендовать всем своим территориальным подразделениям отозвать все иски по таким делам и приостановить практику их внесения до выработки Рабочей группой конкретных предложений по решению вопроса.

Принявшие в совещании представители аграрного бизнеса выразили надежду, что озвученные в ходе совещания поручения будут исполнены и проблемы аграриев найдут свое решение.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы