МСХ подготовило правила распределения дизтоплива на с/х работы и определения операторов
Впервые Минсельхоз разработал правила распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельскохозяйственной продукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ, а также правила определения региональных операторов распределения нефтепродуктов на эти работы. Подробности выяснял корреспондент ИА «АгроИнфо».
Соответствующий проект нормативного правового акта (далее – Проект) ведомство опубликовало на официальном портале «Открытые НПА». Напомним, что пока это только проект, который не имеет юридической силы.
Согласно нововведениям в Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» Минельхозу вменили с марта 2023 года утверждать правила распределения объемов нефтепродуктов для сельскохозяйственных работ (далее – Правила 1) и определения операторов распределения нефтепродуктов на с/х работы (далее – Правила 2).
В Проекте представлены Правила 1 и Правила 2. В соответствии с Проектом в Правилах 1 вновь созданная государственная информационная система субсидирования (ГИСС) определена как площадка для распределения объемов дизтоплива на проведение весенних полевых (ВПР) и осенних уборочных работ (ОПР). ГИСС будет объявлять о приеме заявок от сельхозпроизводителей на формирование объемов или квот дизтоплива на проведение ВПР не позднее 5 декабря соответствующего года, на проведение ОПР не позднее 1 июня. Прием заявок от сельхозпроизводителей на формирование объемов дизтоплива в ГИСС будет осуществляться:
на проведение ВПР – с 10 по 20 декабря соответствующего года;
на проведение ОПР с 5 по 15 июня соответствующего года.
Десять дней отведено на прием заявок на необходимейшее средство аграрного производства. С учетом всех проблем, связанных с работой новой системы ГИСС, с коими уже столкнулись отечественные фермеры по вопросам субсидирования, срок на прием заявок крайне мал.
Кроме того, расчет причитающихся квот дизтоплива осуществляется исходя из базовых нормативов расхода горючего на 1 га по видам культур (Таблица 1) и площадей земельных участков и происходит в ГИСС автоматически!
Таблица 1. Базовые нормативы расхода дизтоплива на проведение сельскохозяйственных работ
Наличие у заявителя земельных участков сельскохозяйственного назначения на праве землепользования и (или) частной собственности (в том числе членов сельхозкооператива либо крестьянского или фермерского хозяйства) соответствующей площади, автоматически подтверждаются в результате информационного взаимодействия ГИСС с государственными базами данных «Юридические лица» или «Физические лица» и с автоматизированной информационной системой государственного земельного кадастра и государственной базой данных «Регистр недвижимости».
Об информационном взаимодействии систем субсидирования с государственными базами и системой земельного кадастра тоже все сельхозпроизводители сталкивались, в том числе и с возникающими здесь проблемами. Десять дней на подачу заявки срок очень маленький, почему бы не запустить пилотный проект в первый год таких новшеств?
Затем согласно Правилам 1 все заявки формируются в списки востребованного дизтоплива, которые переходят к оператору нефтепродуктов, и они будут отпускать солярку фермерам по этим спискам.
Согласно Правил 2 для определения регионального оператора распределения нефтепродуктов на сельскохозяйственные работы в каждой области будут созданы комиссии. В состав Комиссии включаются представители МИО, органов прокуратуры (по согласованию), общественных организаций, региональной палаты предпринимателей, отраслевых ассоциаций и субъектов в сфере агропромышленного комплекса в количестве не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
Отбор операторов осуществляется из числа субъектов предпринимательства включенных в реестр оптовых поставщиков нефтепродуктов в порядке, установленном законодательством в сфере производства и оборота нефтепродуктов, а также из числа сельхозпроизводителей, которые имеют на праве собственности и (или) праве аренды автозаправочные станции (АЗС) или нефтебазы с возможностью оплачивать и завозить вагонные партии дизтоплива для собственных нужд.
Выбор оператора будет происходить на основе суммирования баллов из оценочных листов каждого претендента на определение оператором. В оценочных листах есть 8 критериев оценки претендентов, напротив каждого критерия члены комиссии выставляют баллы, наибольший балл определит оператора. К критериям оценки относятся: наименьшая отпускная цена дизтоплива, наличие необходимой инфраструктуры нефтебазы, техоснащенности и автобензовозов, опыта работы и финансового резерва, а также отсутствие просроченной налоговой и кредиторской задолженности.
Гани Ермек