МСХ опубликовал проект закона о ЛПХ
Проект закона «О личном подсобном хозяйстве» размещен на портале «Открытые НПА». В совершенно новом проекте законодательного акта разбирался корреспондент ИА «АгроИнфо».
![](https://agroinfo.kz/wp-content/uploads/2021/05/lph-sdayut-moloko.jpg)
Проект нового закона о ЛПХ (далее – Проект) состоит из 19 статей. Определение личного подсобного хозяйства в проекте звучит как вид непредпринимательской деятельности гражданина и/или членов его семьи по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке, расположенном в населенном пункте, для собственного потребления и реализации для удовлетворения личных нужд без использования труда наемных работников.
ЛПХ назван непредпринимательским видом деятельности, хотя Налоговый Кодекс Республики Казахстан пестрит понятиями доходов личного подсобного хозяйства, их налогообложением и книги похозяйственного учета, где фиксируются доходы ЛПХ. Новый закон противоречит налоговому законодательству.
Согласно Проекту право на ведение личного подсобного хозяйства принадлежит гражданам Республики Казахстан, имеющим земельные участки на праве собственности или праве землепользования согласно земельного законодательства. Право на ведение личного подсобного хозяйства у граждан Республики Казахстан возникает на основе правоустанавливающих документов на земельные участки, указанные выше, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. Следовательно, при отсутствии прав на участок гражданин не может считать свою деятельность личным подсобным хозяйством.
Много статей в Проекте отведено компетенции Минсельхоза и органам местной исполнительной и представительной власти различного ранга. По большей части разработка программ, нормативов, методик по развитию и совершенствованию ЛПХ, повышению уровня знаний ЛПХ.
Предусмотрены Проектом кредитование и государственная поддержка ЛПХ, а также финансирование бюджетов районов и сел для осуществления мероприятий по развитию ЛПХ и их кооперативов.
В соответствии с Проектом граждане, ведущие личное подсобное хозяйство обязаны:
- соблюдать установленные нормативы и правила содержания сельскохозяйственных животных;
- обеспечивать идентификацию сельскохозяйственных животных в соответствии с законодательством в области ветеринарии;
- оказывать содействие специалистам в области ветеринарии при выполнении ими служебных обязанностей по проведению ветеринарных мероприятий;
- создать необходимые условия для проведения ветеринарных мероприятий;
- предоставлять информацию о личном подсобном хозяйстве государственным органам в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
- поддерживать плодородие и продуктивность земель, отведенных для ведения личного подсобного хозяйства;
- не допускать ухудшения экологической, эпизоотической, карантинной фитосанитарной и санитарно-гигиенической обстановки в результате своей деятельности;
- осуществлять проведение убоя сельскохозяйственных животных, предназначенных для последующей реализации, на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах или убойных площадках (площадках по убою сельскохозяйственных животных).
Если возникают обязанности граждан, значит и возникнет ответственность за их несоблюдение. В этой связи наряду с Проектом отечественный МСХ предлагает внести изменения и в Кодекс об административных правонарушениях РК. А именно, вводятся меры ответственности граждан, ведущих ЛПХ, за следующие правонарушения в области ветеринарии:
1) несоблюдение условий и требований карантина и ограничительных мероприятий;
2) несоблюдение ветеринарных (ветеринарно-санитарных) правил, требований и ветеринарных нормативов:
при содержании, разведении и использовании животных, включая животных в зоопарках, цирках, на пасеках, в аквариумах;
при осуществлении деятельности на объектах внутренней торговли; на объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения; в организациях по производству, хранению и реализации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок;
при осуществлении транспортировки (перемещения) подконтрольных государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору перемещаемых (перевозимых) объектов на территории Республики Казахстан;
3) несоблюдение требований нормативных правовых актов об охране территории Республики Казахстан от заноса и распространения заразных и экзотических болезней животных из других государств;
4) несоблюдение условий и требований убоя сельскохозяйственных животных, предназначенных для последующей реализации;
5) осуществление производства, ввоза (импорта), реализации и применения (использования) ветеринарных препаратов, кормовых добавок без их государственной регистрации, за исключением случаев производства, ввоза (импорта) в объемах, необходимых для проведения их регистрационных испытаний;
6) непроведение или ненадлежащее проведение ветеринарных мероприятий, а также нарушение сроков их проведения;
7) неизвещение подразделений местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственных ветеринарных организаций, созданных местными исполнительными органами, органов государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора о:
1) вновь приобретенном (приобретенных) животном (животных), полученном приплоде, его (их) убое и реализации;
2) случаях падежа, одновременного заболевания нескольких животных или об их необычном поведении и до прибытия специалистов в области ветеринарии, государственных ветеринарно-санитарных инспекторов непринятие мер к изолированному содержанию животных при подозрении в заболевании;
8) нарушение порядка выдачи ветеринарных документов и требований к их бланкам;
9) неоказание содействия специалистам в области ветеринарии при выполнении ими служебных обязанностей по проведению ветеринарных мероприятий;
10) нарушение правил карантинирования животных;
11) нарушение нормативных правовых актов по вопросам борьбы с эпизоотиями, а также иных нормативных правовых актов в области ветеринарии, не повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия.
За нарушение любого из вышеизложенных пунктов на гражданина, ведущего личное подсобное хозяйства, будет наложен штраф от 5 до 250 МРП в зависимости от вида нарушения. Становится понятным для чего власти инициировали создание закона о личном подсобном хозяйстве – для привлечения ЛПХ-шников к ответственности за нарушения ветеринарного законодательства.
В остальном Проект особо значимых прав, разрешений и нововведений для ЛПХ не несет. Это примерно такой же закон, как уже действующие НПА «О сельскохозяйственных кооперативах», «О пастбищах» и им подобные.
Гани Ермек