Мониторингу платежных карт пока подлежат не все лица
Новый приказ Минфина заставил напрячься казахстанское население. Информация о поступлениях средств на карт-счета, не предназначенные для предпринимательства, банки будут направлять в налоговые органы… в будущем.
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 марта 2022 года № 323 «Об утверждении критериев отнесения операций, проводимых на банковских счетах физических лиц, к операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности, Правил, формы и срока представления банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, сведений по операциям, проводимым на банковских счетах физических лиц, отнесенным к операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности» (далее – Приказ) утверждены три приложения к приказу.
Первое приложение к Приказу регламентирует критерии, по которым денежные поступления на платежные карты будут относить к доходам держателей этих карт. Согласно Приказу к критерям отнесения операций имеющих признаки получения дохода от осуществления предпринимтельской деятельности отнесены следующие критерии:
- Получение 1 (одним) физическим лицом в течении каждого из 3 последовательных календарных месяцев от 100 (ста) и более разных лиц денежных средств на банковский счет, не предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.
Второе приложение к Приказу определяет предоставление банками сведений по денежным операциям держателей платежных карт. Но, не по всем держателям, а, пока, лишь:
– лицам, занимающим ответственную государственную должность, и их супругам;
– лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругам;
– лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругам;
– лицам, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг».
Налоговые службы направляют в банки списки ИИН вышеуказанных физических лиц, а банки предоставляют сведения по оборотам на картах этих лиц согласно ИИНам. Третье приложение к приказу утверждает форму, по которой банки будут предоставлять эти сведения.
Индивидуальные предприниматели, субъекты бизнеса, самозанятые частники и прочие категории предпринимательства, пока, не будут подлежать проверкам, также, как и поступления на их банковские карт-счета.
В рамках Налогового кодекса предусматривается, что до 2025 года банки второго уровня будут передавать в органы государственных доходов сведения поэтапно по следующим категориям физических лиц, дополняя уже имеющиеся категории:
1 этап (с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года):
– по государственным служащим и их супругам, а также лицам, приравнённых к ним и их супругам.
2-й этап (с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года):
– по работникам бюджетной сферы и их супругам, а также работникам субъектов квазигосударственного сектора и их супругам.
3-й этап (с 1 января 2024 года до 1 января 2025 года):
– по руководителям, учредителям (участникам) юридических лиц и их супругам, индивидуальным предпринимателям и их супругам.
4-й этап (с 1 января 2025 года) – по всем оставшимся категориям населения.
На сегодня в 2023 году банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, планируется предоставление сведений по лицам 1 этапа. Хотя должны были год назад начать этот этап.
По планам в 2025 году поступления денежных средств на банковские карты всех физических лиц нашей страны будут подлежать мониторингу. Вероятнее всего будет действовать тот же критерий отнесения – получение одним физическим лицом в течении каждого из трех последовательных календарных месяцев от 100 и более разных лиц денежных средств на банковский счет, который утвержден Приказом. Хотя, могут и внести какие-либо коррективы в этот критерий, или дополнить его.
Сейчас налоговые службы и банки второго уровня ведут работу в данном направлении. Хватит ли у обоих цифровых, сервисных, человеческих и прочих ресурсов и часов на то, чтобы воплотить планы налоговиков в названные сроки, – открытый и большой вопрос. Наверняка начнут откладывать внедрение каких-то этапов, как показывает практика всеобщего декларирования и прочих демаршей правительства.
Тем не менее, отечественному предпринимательству и лицам, стремящимся к ним, нужно регистрировать в налоговых органах свою деятельность, сдавать налоговую отчетность, отражать и уплачивать доходы и налоги в полной мере.
Алтын Жумагулова