Миннацэкономики предлагает изменения в налоговое законодательство

Единый платеж с ФОТ, налоговые льготы для рыбопереработчиков, новые платы с грузового и автотранспорта при въезде на природоохраняемые территории и за пользование видами рыб – предлагает ведомство в новом проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК.

Иллюстративное фото: kursiv.kz

МНЭ РК опубликовало на официальном портале «Открытые НПА» проект Закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК. В котором приводит ряд предложений и изменений в налоговое законодательство. Проект НПА не имеет юридической силы и размещен на портале для обсуждения со всеми, кому интересно.

Одно из первых предложений Миннацэкономики – это внедрение для микро-и малого предпринимательства единого платежа с фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34% до 25%.  

На сегодня существует пять различных налогов и платежей на фонд оплаты труда: индивидуальный подоходный налог у источника выплаты (ИПН), обязательные пенсионные взносы (ОПВ), взносы на обязательное социальное медиционское страхование (ОСМС), а также работодателями уплачиваются отчисления на ОСМС, социальные отчисления (СО) и социальный налог (СН). В совокупности номинальная нагрузка на ФОТ составляет 33,5% (в 2022 году 34,5%) при общеустановленном порядке налогообложения. В специальных налоговых режимах нагрузка на ФОТ разнится.

Эту громоздкую систему вычетов и корректировок с ФОТ заменит единая ставка или единый платеж с заработной платы сотрудников. Сумма данного единого платежа с ФОТ будет автоматически распределяться по фондам и бюджету по аналогии с действующим Единым совокупным платежом.

Согласно проекту ведомства нововведение позволит снизить нагрузку на работодателей, сократить трудозатраты налогоплательщиков, оптимизировать расходы на комиссии банков, а также минимизировать ошибки при формировании платежных списков.

Новую плату за въезд автомобильного транспортного средства на территорию природоохранных учреждений хотят включить в Налоговый кодекс. За использование особо охраняемых природных территорий будет взимается плата с пешехода и автомобильного транспорта.

В настоящее время въезд на особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) бесплатный. Количество авто-мототранспортных средств, въезжающих на ООПТ, ежегодно увеличивается в следствии отсутствия каких-либо ограничений для них. 80 % посетителей посещают ООПТ на автотранспортных средствах с целью семейного и коллективного отдыха. Владельцы автомототранспортных средств не несут ответственности за загрязнение окружающей среды.

В этой связи предлагается взимать плату за въезд на ООПТ:  

– с микроавтобусов до 16 мест и грузовых автомобилей – 1,0 МРП;
– с автобусов до 32 мест – 2,0 МРП;
– с автобусов свыше 32 мест – 3,0 МРП.

Новая плата будет способствовать стимулированию перехода людей на пеший туризм, что положительно отразится в сохранении уникальных природных комплексов и биологического разнообразия, ну и, конечно же, увеличит поступления налоговых платежей в бюджет.

Как теперь быть тем сельхозпроизводителям, к землям которых пути сообщения лежат через ООПТ? Перспектива частой уплаты 3 тысяч тенге за проезд не завидна.

Планируется также 70-ти процентная льгота по НДС для субъектов рыбного хозяйства, занимающихся переработкой рыбы в рамках создания благоприятных условий для открытия предприятий по выращиванию и переработке рыбы с предоставлением земельных участков, инженерной инфраструктуры и продвижения продукции на местном и международном рынках.

Налоговое стимулирование повысит привлекательность для инвестиций в рыбоперерабатывающую отрасль. В настоящее время для субъектов, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции и аквакультуры, предусмотрены меры налогового стимулирования, однако отсутствуют меры налогового стимулирования субъектов, занятых переработкой рыбной продукции добытой на водоемах страны.

Основные проблемы рыбных хозяйств кроются в затратности мероприятий, связанных с переработкой рыбной продукции вызванной высокой стоимостью технологического оборудования, соответствующего стандартам международного качества, высокой стоимостью коммунальных тарифов и других сопутствующих расходов.

Основным источником насыщения казахстанского рынка рыбной продукции глубокой переработки является продукция, ввозимая из-за рубежа (импорт), представляющая из себя продукцию морского и океанического промысла. При ежегодном лимите вылова рыбы в Республике 65-70 тысяч тонн рыбы, лимит на морские виды рыб в Каспийском море составляет 15-20% и ежегодно не осваивается по причине фактического отсутствия морского рыболовства в Республике.    

Развитие морского промысла сдерживается отсутствием современного специализированного флота (морских траулеров) для эффективного ведения промысла, имеющего технологическое оборудование по первичной переработке рыбы, а также отсутствием инфраструктуры рыбного хозяйства в этих районах (морские порты, заводы по переработке, и т.д.). Промысел морских и частиковых видов рыб в казахстанской части Каспийского моря способен обеспечить уловы в объеме не менее 50 тысяч тонн. Необходимы также меры государственной поддержки развития морского рыболовства. Так считают авторы проекта закона.

Введение налоговых льгот для рыбодобывающих предприятий позволит снизить налоговую нагрузку, повысить долю экспорта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и будет способствовать модернизации высокоэффективного технологического оборудования.

Еще один новый вид обязательных плат предлагается ввести в Казахстане – плату за пользование видами рыб. Суммы, получаемые от новых налоговых сборов, пойдут на финансирование отраслевой науки на исследования по оценке состояния рыбных ресурсов. По мнению специалистов Миннацэкономики отечественные ученые не имеют возможность извлекать из природной среды и изучать виды рыб, находящихся под угрозой исчезновения, для рекомендации в части улучшения их среды обитания и других условий восстановления их численности. По сути, научные исследования краснокнижных рыб являются неотъемлемой частью мер по сохранению водных биологических ресурсов и напрямую влияют на потенциал развития рыбопромышленной отрасли, обеспеченность рыбопосадочным материалом предприятий воспроизводственного комплекса, обеспеченность рыбоперерабатывающих предприятий сырьем.

Это только предложение, и, пока, не совсем ясно с кого будет взыматься плата для всех видов рыб. Конечно, намерения развить науку по исследованию рыбных ресурсов высокоценны, но оправдает ли цель средства – открытый вопрос.

Гани Ермек

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы