Консалтинг для агробизнеса
В последние годы казахстанские сельхозпроизводители испытывают необходимость в консультациях. Чем чаще выходят нормативно-правовые акты и государственные программы поддержки бизнеса, тем больше нужно советов, чтобы в них разобраться. Редакцию газеты «АгроИнфо» посетил Али Акбаев – директор ТОО «Компания Г. М.». Эта консалтинговая компания специализируется по всем видам консультаций, помощи и советов.
– Али Абаевич, Ваша компания предоставляет консалтинговые услуги в аграрной сфере. В чём заключаются данные услуги?
Начнем с того, что консалтинг (в прямом смысле слова) – это консультирование бизнеса. Или же, простыми словами, любая помощь клиенту при решении его проблем. Мы осуществляем комплексное сопровождение различных проектов сферы АПК «под ключ» – от планирования и разработки проектно-сметной документации до ввода в эксплуатацию. Разрабатываем бизнес-планы, технико-экономическое обоснование проектов с исследованием и прогнозированием рынка. Подготавливаем документы для включения проектов в Карту индустриализации Казахстана. Сюда же входит и поиск инвесторов для реализации проектов.
Наши специалисты сопровождают и консультируют аграриев в вопросах участия в программах займов и лизингов с государственными и негосударственными компаниями. Это и АО «Аграрная кредитная корпорация», и АО «Казагрофинанс», и банки второго уровня.
Кроме того, наша компания помогает сельхозпроизводителям в получении государственных субсидий и в участии в финансовом оздоровлении в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020».
– Ваша организация начала свою деятельность не так давно. В Казахстане вообще очень мало консалтинговых компаний, специализирующихся по аграрной тематике. Как вы пришли к идее создания консультирующей компании?
Сегодня в нашей стране выделяется столько средств на развитие и поддержку АПК, сколько не выделялось никогда ранее. Отечественные сельхозпроизводители не всегда и не все пользуются представленной возможностью финансовых и инвестиционных вливаний. Проблемных вопросов у них много, это и документооборот не в порядке, и отсутствие залогового имущества, а также несовершенство законодательной базы. Наше ТОО помогает аграриям решить эти вопросы, чтобы они могли принять участие в государственных программах.
Сейчас мало у кого всё в порядке с регистрационными документами на землю, недвижимое и движимое имущество. Не у всех отлажено ведение бухгалтерского учёта и отчётности. Это касается средних и мелких хозяйств. У крупных сельхозпроизводителей и холдингов конечно картина иная.
Наша компания имеет большой опыт в аграрной сфере, а именно, в сфере взаимодействия аграриев с национальными компаниями, в сфере реализации и запуска сельскохозяйственных проектов и объектов и прочих направлений деятельности. Специалисты «Компании Г. М.» сначала выявляют проблемы и недочёты в ведении бизнеса, в документообороте. Затем разъясняют, советуют, рекомендуют, как их устранить, что лучше сделать. Далее заключаем конкретные выводы и предложения для принятия участия в инвестиционных и других программах государственной поддержки агробизнеса, для реализации того или иного проекта, или же переориентации всего бизнеса, в зависимости от заданных клиентами целей.
– Есть ли уже какие-то проекты, внедрённые на практике с Вашей помощью?
Да есть, у нас реализовано два проекта: один – на бюджетные средства, второй – на частный капитал. Взявшись за проект, мы начали с исследования рынка услуг по сушке, подработке и хранению зерновых культур. Разработали ТЭО, ФЭО и бизнес-план, доказали его. Теперь в городе Костанае заработал хлебоприёмный пункт на 30 000 тонн. Оборудование для зернохранилища поставила компания «Петкус Казахстан». С нашей помощью и инвестициями частного лица этот проект был запущен.
– Вернемся к вопросу о финансовых вливаниях. Действительно, много денег выделяет наше правительство на развитие агробизнеса, часто можно услышать о многомиллиардных цифрах, но ведь и много возвращается неосвоенных средств. Что Вы на это скажете?
Да, согласен, что часть средств не осваивается и возвращается в бюджет. Здесь есть и несовершенства законодательства, подзаконных актов. Есть и вина самих сельхозпроизводителей, в части непорядка в документах. У некоторых предпринимателей иногда нет времени и сил, чтобы разобраться с предлагаемыми программами.
Бывает, когда отсутствие какого-то штампа о регистрации в государственных органах, произошедшее из-за человеческой ошибки регистратора, может «пустить на нет» всю работу по оформлению займов, лизинговых обязательств, субсидий и залогов. Что говорить, таких случаев множество, каждый фермер с ними сталкивался при оформлении любой сделки с банками, государственными компаниями или бюджетными средствами. И вот такой негативный опыт откладывает свой отпечаток в сознании людей – «все эти деньги, средства, новые сельскохозяйственные программы не для меня, а для других, «приближенных» лиц».
На самом деле все фермеры на равных условиях могут воспользоваться и участвовать в государственных программах поддержки. У нас в стране есть портал электронного правительства «E.gov», на котором можно получить государственную услугу «онлайн», то есть электронно. Можно оформить и получить акты на право землепользования, всевозможные справки, возможно зарегистрировать определенные документы и акты. Задать вопрос по электронным услугам можно и на портале, и по телефону 1414. Через 16 рабочих часов эта служба выдает информацию, куда следует обратиться, и что нужно делать с возникшей проблемой. Этими возможностями мало кто на сегодня пользуется.
Наша компания помогает фермерам решить, как лучше поступить в той или иной ситуации. Мы подскажем и посоветуем, какие шаги, и на каком этапе лучше сделать. При этом все наши цели только в интересах агрария – это сократить его расходы, оптимизировать все бизнес-процессы, получить все причитающиеся займы, лизинги, субсидии.
– Кстати о займах, к нам в редакцию часто поступают звонки от читателей с разными вопросами. Спрашивают и о том, почему очень долго оформляются займы в компаниях с государственным участием. В частности от АО «Аграрная кредитная корпорация» долго и трудно получить заёмные средства. Можете ли что-нибудь здесь посоветовать?
– Подготовка документов для получения займов – процесс не быстрый. Здесь могут быть временные затраты, особенно в драгоценный предпосевной период, когда срочно необходимы средства, а они все не поступают. Получить заёмные деньги в АО «Аграрная кредитная корпорация» можно, если все документы у потенциального заёмщика в порядке. Но и не всё зависит от расторопности заёмщика. Есть недочёты и прорехи в работе заимодателя, в организации его трудовых процессов. Это не совсем тот вопрос, на который я компетентен отвечать.
Тут лишь посоветую воспользоваться электронным форматом подачи заявки на финансирование. Сейчас много делается нашим правительством для перехода на электронный документооборот, в том числе и подача через интернет-коммуникации заявок на получение заёмных средств и лизинговых обязательств. На портал НУХ «КазАгро» можно подать электронную заявку на получение займа, после чего система сбора и обработки таких заявок автоматически направит запросы в различные государственные инстанции для получения всех необходимых документов, требуемых для получения займа. На практике электронная новинка пока работает слабовато, но у неё огромные перспективы.
– А как быть хозяйству, которое находится в критическом состоянии? Если такому хозяйству, допустим, проблемно получить заёмные средства и у него много прочих финансовых сложностей.
– В Северо-Казахстанской области есть организация, с руководством которой мы заключили договор на три года. Суть договорных отношений – помочь предприятию достичь рентабельности производства. В этом хозяйстве – 6 000 га, и уже который год выходит убыточный результат. Растениеводческая отрасль не приносит прибыли – то не успевает вызреть зерно, то не успевают убрать урожай, много вопросов по качеству выращенного урожая.
Чем мы тут можем помочь? В первую очередь, мы проанализировали финансово-экономическую деятельность хозяйства. И пришли к выводу – предложить руководителю сократить земельные площади под пшеницей и начать животноводческую деятельность. Предприятие находится в 35 километрах от города Петропавловска – это недалеко и очень выгодно. Можно открыть молочно-товарную ферму до 100 голов, на это направление сейчас идёт мощнейшая поддержка от государства, которую мы поможем получить хозяйству. Площадь земельных участков позволяет заниматься животноводством. Три тысячи гектаров можно отвести под пастбища и кормовые культуры, а на остальной площади можно продолжать высевать пшеницу, ячмень и прочие культуры, то есть вести растениеводческое направление деятельности.
Молочное животноводство – производство прибыльное, с учётом действующей поддержки государства. Сейчас готовим технико-экономическое обоснование проекта по переходу предприятия. В нём просчитываем все цифры в нескольких вариантах, можно будет наглядно рассмотреть все элементы и детали перехода на животноводство.
– Значит любой сельхозпроизводитель, у которого есть идеи, планы в отношении своего бизнеса, может Вам позвонить, а Вы ему подскажете, как осуществить задуманное?
– Да, так и есть: мы поможем разложить все мысли по полочкам, подскажем, где и какие программы сейчас действуют, и в каких выгодно участвовать. У многих фермеров нет сил и желания включаться в новые проекты, которые предлагает государство. Многие просто боятся что-то менять в своём предпринимательстве, положения у всех различные.
В настоящее время власти Казахстана много выделяют средств на развитие агропромышленного комплекса, повторюсь, как никогда много. Но это будет длиться не всегда – бюджет не всегда сможет столько выделять денег. Надо понимать, что все потоки ограничены. Пока есть эти программы, каждому сельхозпроизводителю надо использовать их по максимуму, на это и направлены наши услуги, в этом мы и берёмся помочь.
– Спасибо, Али Абаевич, что нашли время для беседы.
По всем интересующим вопросам можно обращаться по данным контактам: 8-705-134-27-14, 8-707-134-27-14
Анна Боложи