Какие рынки станут приоритетными для казахстанских экспортёров
Еркежан Амирханов рассказал о поддержке предпринимателей
Мировой спрос на готовую отечественную продукцию или услуги пока не так велик. Чтобы изменить ситуацию, глава государства еще в прошлом году определил центральным элементом экономической политики страны индустриализацию, ориентированную на экспорт, а правительству поручено сфокусироваться на поддержке экспортеров в обрабатывающем секторе, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Несмотря на то, что Казахстан, известный в мире как обладатель практически всей таблицы Менделеева, является основным экспортным поставщиком природного сырья, у республики уже наметился прогресс в развитии экспорта готовой продукции. Наши товары уже знают в странах СНГ. Экспортируются продукты животного и растительного происхождения, кожевенное сырье, текстильные изделия, строительные материалы, машины и оборудование. Однако для более глобального охвата предстоит еще много работы», – констатирует заместитель генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Еркежан Амирханова.
Направление работ по развитию экспорта задает созданное в июне 2019 года министерство торговли и интеграции (МТИ). Оно аккумулирует задачи по повышению эффективности государственного управления в области торговли и внешнеторговой деятельности, развития и продвижения экспорта несырьевых товаров и услуг. Уже внесены изменения в законодательные акты в части льготного кредитования, предэкспортного и экспортного финансирования, возмещения части затрат по транспортным расходам. Эти меры должны увеличить конкурентоспособность товаров за счет снижения себестоимости товара.
По итогам проведенных круглых столов с крупнейшими уполномоченными институтами и организациями в РК определены 5 приоритетных стран экспорта: Китай, ОАЭ, Турция, Иран и Германия. Также определены перечни продукции по каждой из стран, включающие 167 позиций по пищевой, 58 позиций по промышленной продукции, охватывающие химическую и металлургическую отрасли, машины и оборудование.
По словам Еркежан Амирхановой, в течение 2019 года Национальный орган по стандартизации изучил нормативно-правовые акты (НПА) в области технического регулирования. Затем составил перечни технических регламентов и стандартов этих стран по видам продукции, интересующей казахстанских экспортеров.
По итогам встреч органы по стандартизации Китая, Ирана, ОАЭ и Турции предоставили доступ к национальным стандартам, которые применяются к продукции, которую хотели бы экспортировать казахстанские производители. Министерство торговли заключило соглашения с профильными органами ОАЭ (ESMA) по стандартизации казахстанской продукции. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с органами по аккредитации ОАЭ (ENAS), КНР (CNAS), Турции (HAK), Торговой площадкой по органической продукции «Dedere Deutschland GmbH», предусматривающие обмен опытом по новым направлениям аккредитации, вопросам продвижения экспорта, устранения технических барьеров и создания технической основы для признания результатов оценки соответствия.
«В обзорах подробно представлена информация об особенностях и тонкостях технического регулирования каждой страны в отдельности. Например, поставляемая в Китай продукция должна соответствовать стандартам КНР и проходить обязательную сертификацию, инспекцию и регистрацию. Запрещено применение международных стандартов напрямую. Действует процедура регистрации этикетки, которую необходимо проходить за 2 месяца до начала экспорта продукции», – рассказала Еркежан Амирханова.
А до того как органическую продукцию получится поставлять в Германию, она должна пройти систему контроля на всех этапах. То есть сертификация по органике осуществляется не в отношении только конечной продукции, а всего процесса производства, включая складирование, транспортировку, ведение учета всех данных.
«На территории ОАЭ действуют как региональные стандарты стран Персидского залива GSO, так и национальные требования. В Иране необходимо выполнение обязательных требований «Халал», которые распространяются на убойные пункты, всю пищевую продукцию и косметику. В Турции применяются регламенты Европейского союза и требуется нанесение маркировки «CE», а также применяется маркировка «TSE» на соответствие национальным стандартам Турции», – заметила эксперт.
Также по каждой стране подготовлены алгоритмы, содержащие описание порядка действий экспортеров для обеспечения соответствия продукции обязательным требованиям и выхода на рынок указанной страны экспорта. Проведен сравнительный анализ обязательных требований, установленных в стандартах стран экспорта, и стандартах, действующих в Казахстане.