Какие готовятся изменения в НПА по поручениям Президента Казахстана от января 2022 года?
Изменение государственных нужд при принудительном изъятии земель, увеличение поступлений в местный бюджет, ужесточение наказания за выписку фиктивных счетов-фактур и создание лжепредприятий, а также много иных изменений предлагает МНЭ РК.
Ведомство опубликовало Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства» (далее – Законопроект). Согласно этому проекту в ряд Кодексов и Законов РК планируется внести множество изменений. Те из них, что затрагивают интересы сельхозпроизводителей, собрал и привел корреспондент ИА «АгроИнфо».
В пункте 2 статьи 84 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – ЗК РК) предлагается дополнить, что государственными нуждами при принудительном отчуждении земельных участков в исключительных случаях являются:
…
2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических и государственных индустриальных зон.
На сегодня отсутствует законодательная возможность по принудительному отчуждению земельных участков для создания или расширения государственных индустриальных зон.
По мнению разработчиков Законопроекта, данная мера направлена на развитие индустриальных зон, предпринимательства, создание новых производств, привлечение инвестиций Кроме того, поправка позволит оперативно реагировать на потребность действующих и потенциальных инвесторов при модернизации и создании новых производств.
Действующим землепользователям следует учесть планируемые нововведения, поскольку для государственных нужд земельные участки власти отчуждают в принудительном порядке. Особенно тем землепользователям, чьи участки находятся вблизи населенных пунктов или крупных перспективных проектов.
Также к государственным нуждам при принудительном отчуждении земельных участков Миннацэкономики предлагает отнести реализацию генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов. В действующем ЗК РК государственными нуждами являются исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных ЗК РК.
Теперь исключительных случаев для объектов под строительство которых требуется изымать участки нет. Любое строительство, внесенное в генеральные планы населенных пунктов, будет считаться государственными нуждами для осуществления которых могут принудительного изыматься земли.
В целях повышения финансовой самостоятельности регионов предлагается перевести часть поступлений в виде налогов и сборов из республиканского бюджета в областные и районные бюджеты. Увеличение доходов местных бюджетов постепенно снизит зависимость регионов от республиканского бюджета. Передача отдельных налоговых поступлений в местные бюджеты будет учтена при разработке проекта Закона Республики Казахстан «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы»
Так из республиканского в областной бюджет планируется перевести:
1) плату за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
2) плату за пользование животным миром;
3) сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
и прочие.
В статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК) предлагается ужесточить наказание в виде штрафов за выписку счетов-фактур на сумму, превышающую пятьсот месячных расчетных показателей, без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с 3000 МРП до размера полуторакратной суммы выписанной фиктивной счета-фактуры, с 5000 МРП до двукратного размера суммы фиктивных документов.
При этом из действующей редакции диспозиции деяния в статье 216 УК РК планируется исключить фразу: «с целью сбыта счета-фактуры (счетов-фактур) и с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству».
Извлечение имущественной выгоды заключается в получении доли (процента) от суммы, обналиченных денег. При этом, в каждом случае размер доли обговаривается обнальщиком и контрагентом индивидуально, без посторонних лиц. На практике это приводит к тому, что по каждой сделке следователям необходимо выводить сумму извлеченной выгоды-доли, тогда как ни одно экономическое исследование не сможет установить эту сумму. Данное изменение не предполагает доказывание и выведение факта извлечения имущественной выгоды. За выписку любой фиктивной счет-фактуры на сумму более 500 МРП будут налагаться меры ответственности.
Недобросовестные сельхозпроизводители иногда прибегают к выписке счетов-фактур на несуществующий и неотгруженный товар по просьбам своих давних партнеров-покупателей. Теперь следует иметь ввиду, что помимо административных и налоговых наказаний ужесточено и уголовное наказание за подобные деяния. Учитывая увеличивающийся теневой зерновой поток из Российской Федерации, участники рынка могут прибегать к незаконным схемам легализации поступления зерна.
В целях пресечения лжепредпринимательской деятельности Законопроектом предлагается введение статьи 215-1 в УК РК «Незаконное образование (создание, реорганизация) субъекта частного предпринимательства». Статья предусматривает меры ответственности лиц за образование (создание, реорганизацию) субъекта частного предпринимательства через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица данных, повлекшее внесение сведений о подставных лицах в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
В настоящее время создаются лжепредприятия на подставных лиц (умерших, находящихся в местах лишения свободы, лиц с тяжелыми формами болезни и т.д.) без цели осуществления предпринимательской деятельностью, что не влечет административной или уголовной ответственности. В основном такие фирмы создаются для выписки фиктивных счетов-фактур с целью получения незаконной имущественной выгоды.
Кроме того, предусмотрено наказание и за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения сведений о подставном лице в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, и приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения сведений о подставном лице в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
Новое понятие реинжиниринг планируется ввести в нормативно-правовые акты республики. Реинжиниринг – это комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности административных органов, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, с целью сокращения сроков выполнения функций, оптимизации кадровых, материально-технических, финансовых и других ресурсов, исключения излишних организационных процедур.
В рамках пакета мер по кардинальной дебюрократизации государственного аппарата предлагается внедрить реинжиниринг как инструмент оптимизации деятельности существующих бизнес-процессов государственных органов с переводом их в цифровой формат.
Законопроектом предлагается ввести на законодательном уровне запрет на требование и самостоятельный сбор ведомствами информации, которая уже имеется у других государственных органов.
Гани Ермек