Как удерживать молодёжь на селе?
В Павлодарской области с помощью дуального обучения пытаются решить проблему оттока населения в города, передаёт корреспондент inbusiness.kz.
Все началось… с развала
Дефицит кадров в сельском хозяйстве – проблема для Павлодарской области не новая. За годы независимости значительно сократилось количество сельских жителей, которые и по сей день продолжают уезжать в города. К примеру, в 1992 году сразу после развала Советского Союза в Павлодарской области проживало 956 тыс. человек, из которых более 336,3 тыс. на селе. Это составляет 35,1% от общего числа. В 2019 году в регионе проживало уже 753,8 тыс. человек, из которых в сельской местности – 221,8 тыс. человек, или 29,4% от общего количества. Притом что общее количество населения области за неполные 30 лет сократилось на 200 тыс. человек, количество жителей на селе упало и в процентном соотношении.
В начале 1990-х государству было не до этого, делали упор на экономику. Проблема дефицита кадров всплыла позднее. Старые, опытные работники начали в массовом порядке уходить на пенсии, а на их место должна была приходить молодежь. Но этого не происходило. Получалось так, что молодых специалистов попросту не было.
Крестьянские хозяйства, в свою очередь, понимали, что вряд ли кто-то поедет учиться и работать в направлении «город-село», поэтому необходимо готовить местных ребят. Таким образом, потребность в дуальном образовании в Павлодарской области назревала, причем с каждым годом этот вопрос стоял все острее.
Свою лепту внесли и тенденции, преобладающие в обществе. В 2000-х годах в Павлодарской области настолько популярно было учиться на юристов и менеджеров, что в местных вузах данные группы были стабильно переполненными. В то же время работа на тракторе не считалась престижной. Но постепенно в сознании молодежи наметились изменения в обратную сторону.
Переломный момент, по мнению фермеров, произошел несколько лет назад – примерно в 2013-14 годах. В какой-то мере это связано и с развитием крестьянских и фермерских хозяйств, чье руководство мотивирует трудолюбивых молодых людей идти именно в сельское хозяйство. Для этого создают благоприятные условия, платят высокую даже по меркам областного центра заработную плату, обновляют и модернизируют технику и оборудование. К примеру, в ТОО «Победа», крестьянском хозяйстве из Щербактинского района, средняя зарплата в 2019 году составляла около 120 тыс. тенге, а в сезон механизатор за полтора месяца мог заработать до 600 тыс.
Обучение ради обучения
По словам Владимира Берковского, председателя Павлодарского областного филиала Союза фермеров Казахстана, в период 2008-2018 годов местные аграрные колледжи получили из бюджета 8,7 млрд тенге. При этом специалистов как не было, так и нет. Из этого следует два варианта – либо обучали не тем специальностям, либо плохо учили. На деле же и то, и другое. Колледжи за подготовку специалистов никакой ответственности, по сути, не несут. Поэтому нет цели учить какой-либо определенной профессии, главное, учить, чтобы осваивать бюджет и получать зарплату. Общественного контроля за деятельностью тоже никогда не было.
«За последние десять лет село покинули 30 тысяч человек. Это население двух средних сельских районов. Сейчас в области у нас сельского населения 29%, в то время как в среднем по республике – 42%. При этом наши расчеты показывают: из этих 29% заняты непосредственно сельскохозяйственным производством всего 9%, из которых больше половины – самозанятые люди, живущие, главным образом, за счет своих подворий. В производстве же занято всего 4% от общего числа. То есть очень остро стоит проблема обеспечения села квалифицированными кадрами. В этом вопросе большая роль отводится сельскохозяйственным колледжам. Как было отмечено на заседании аграрной комиссии областного маслихата, многие колледжи выпускают специалистов с низкой квалификацией, неспособных работать по полученной специальности. Кроме того, наши колледжи не готовят остро необходимых специалистов для села: токарей, операторов дождевальных установок, птичников, а также не все учат сварщиков. У селькохозяйственных колледжей очень слабая материально-техническая база», – сказал В. Берковский.
Первые изменения
В то же время в управлении образования Павлодарской области говорят, что в регионе с дуальным обучением практически никаких проблем нет. На данный момент дуальная система обучения охватывает 4,7 тыс. студентов в 40 колледжах области по 66 специальностям. Учебные заведения сотрудничают с местными производителями, среди которых, правда, большинство – это городские промышленные предприятия.
Для отрасли сельского хозяйства студентов обучают в семи аграрно-технических колледжах. Здесь дуальным обучением охвачено 711 человек, что составляет только порядка 15% от общего числа студентов. В 2019 году в рамках дуального обучения в Павлодарской области завершили учебу почти две тысячи человек, из которых 74% трудоустроились. Но здесь нужно понимать, что сильное влияние на эту статистику оказывают работники промышленных предприятий.
Одним из важнейших новшеств, привнесенных дуальным обучением, стал перенос срока практики. Теперь она должна совпадать с посевной и уборочной кампаниями аграриев. Местные фермеры давно говорили о такой необходимости. Раньше случалось как раз наоборот – студенты приезжали в крестьянские хозяйства в периоды, когда работы практически нет. Согласно модели дуального образования, до 80% времени студенты должны проводить в реальных рабочих условиях в крестьянских хозяйствах. Преподаватели проходят практику вместе с ними и получают необходимые знания. В зимний период они сосредотачиваются на изучении теоретической части.
Два сельских аграрно-технических колледжа Павлодарской области уже переданы в доверительное управление сроком на пять лет. Один из них – в Иртышском районе крестьянскому хозяйству «Уразбаев». Теперь студенты местного колледжа проходят здесь оплачиваемую практику во время посевной и уборочной кампаний, обучаясь управлению современной сельхозтехникой. Вместе с этим в прошлом году фермер инвестировал в колледж порядка 4 млн тенге. К тому же, по информации управления образования Павлодарской области, предприятия, оплачивающие студентам практику, не получают никаких налоговых льгот.
Вполне резонно, что руководитель крестьянского хозяйства начинает «влиять» на учебный план под себя. К примеру, в Павлодарской области планируется запуск нескольких молочно-товарных ферм, одну их которых строят в КХ «Уразбаев». Как раз Иртышский аграрно-технический колледж собирается готовить студентов по профессии «Оператор машинного доения».
Таким образом, вызывает опасение, что перспективная идея подготовки необходимых кадров для сельского хозяйства может превратиться в систему подготовки необходимых кадров для конкретного крестьянского хозяйства. Здесь уже все будет зависеть от чиновников, каким образом будут они контролировать новую систему, либо же ответственность сельских колледжей останется на прежнем уровне. В таком случае решение первоначальной проблемы – оттока молодых кадров из села – по понятным причинам провалится.