Как технологии меняют тепличные хозяйства
Насколько вырастет урожайность и сократятся расходы?
Введенный из-за пандемии карантин доказал важность агропроектов для страны в целом и для каждого отдельно взятого города в частности, считает генеральный директор Led System Амангельды Таукенов. При этом повысить урожайность, например, современных теплиц способны именно новые технологии. Подтвердить свою теорию ему удалось благодаря экспериментальной теплице, построенной его командой в специальной экономической зоне «Астана». Почему развитие тепличных комплексов способно значительно улучшить продуктовую безопасность Казахстана и какие инвестиции требуются, чтобы внедрить в них новые технологии бизнесмен рассказал корреспонденту «Капитал.kz».
– Амангельды Сагатович, любые инновационные проекты в самых различных отраслях изначально подразумевают немалые инвестиции. Во сколько вам обошлось создание передовой теплицы?
– Компания Led System, которая с 2012 года занимается производством светодиодных систем освещения, с самого начала запустила проект инновационной теплицы с использованием наноматериалов. Дело в том, что последние годы в освещении наблюдается тенденция развития такого направления, как «агрофотоника» или влияние искусственного света на продуктивность выращивания растений (а также овощей, фруктов, ягод. – Прим. ред.) в закрытом грунте. Мы решили не оставаться в стороне, подали заявку для участия в конкурсе, объявленном Фондом науки МОН РК, и выиграли грант на сумму 300 млн тенге на запуск экспериментальной теплицы. Кроме этого, компания инвестировала в данный проект порядка 80 млн тенге собственных средств. Все деньги были потрачены на строительство, разработку технологий, их апробацию в теплице, а также на оснащение и инфраструктуру. При этом отмечу, что наша команда никогда раньше не занималась растениеводством на закрытом грунте. Но при анализе существующих форм мы попытались показать эффективность и действенность разработок в области агрофотоники, с возможностью наглядного, практического применения. Нам пришлось обучаться с нуля и постигать все премудрости строительства и эксплуатации теплицы буквально из книжек, а также с привлечением профессиональных аграриев. Но, забегая вперед, скажу, что проект стоил всех наших усилий и затрат. Я глубоко убежден, что сегодня тепличное хозяйство должно быть одной из составляющих развития всей сельской отросли и, в первую очередь, растениеводства. Оно и в Казахстане, и в целом на постсоветском пространстве с точки зрения внедрения инновационных идей находится в неразвитом состоянии.
– Как быстро вы рассчитываете окупить затраты и получать чистую прибыль?
– Средний срок окупаемости таких теплиц составляет 5-7 лет. Спустя два года с момента строительства теплица уже приносит прибыль, а рост продаж продукции демонстрирует восходящую динамику. При этом с одного квадрата мы получаем от 70 до 85 килограмм помидоров и огурцов. В обычной теплице урожай, если используется дополнительный свет, как правило, достигает 50-70 кг с квадрата, без подсветки – 40-60 кг с кв. м. На сегодня команда ставит перед собой амбициозную цель – получать 100 кг с квадратного метра. Общая площадь теплицы – 6400 кв. м, где одна половина отдана под выращивание огурцов, а вторая – помидоров. Имеется также рассадное отделение, где в промежутках между посадками выращивается зелень и клубника. Кроме того, в этом году совместно с бизнес-партнерами и учеными из Агротехнического университета им.С.Сейфуллина мы запланировали реализовать инновационные идеи. Например, есть несколько приборов, которые мы установим в теплице, они будут контролировать все важные для выращивания параметры.
– На фоне пандемии и обеспечения продуктовой безопасности важно развивать инновационные агропроекты, подобные вашему?
– Сегодня важно сфокусировать внимание как государства, так и бизнес-сообщества на проектах агропромышленного сектора и на внедрении передовых технологий. Карантин, введенный из-за пандемии, показал всю значимость процессов, влияющих на обеспечение продуктов питания в стране. В том числе и развитие тепличных комплексов в городах, нуждающихся в постоянных поставках продуктов извне. Ведь на период ЧП города были отрезаны друг от друга, что сильно повлияло на их обеспечение продовольствием. Во время карантина мы привозили свои продукты во дворы домов, потому что рынки были закрыты и не во всех магазинах у дома можно было найти свежие овощи и фрукты.
– То есть вы считаете, что у подобных теплиц в стране есть перспективы роста сбыта продукции?
– В Казахстане можно построить любое инновационное производство, главное – четко определить рынок сбыта. Сегодняшние реалии показывают, что в мегаполисах, например в Нур-Султане, однозначно не хватает теплиц. Те, которые существуют, не удовлетворяют спрос, поэтому около 70% продуктов – овощей и фруктов – привозят с юга Казахстана. Без теплиц, с учетом климатических условий города, удовлетворить потребность в свежих овощах и фруктах, в случае повторного введения режима ЧП и карантина, будет непросто. Растениеводство на закрытом грунте – это оптимальный вариант обеспечения жителей мегаполисов продуктами.
– Вы говорите о спросе при форс-мажорных обстоятельствах. А если прогнозировать рост объема сбыта в целом?
– В отечественной сельскохозяйственной продукции сегодня заинтересованы приграничные города России. Они готовы заключать оптовые долгосрочные контракты для постоянного снабжения свежими овощами и фруктами. На сегодня теплица обеспечивает только Нур-Султан, но в перспективе планируется ее расширение, потому что рынки сбыта есть. Но для того чтобы обеспечить продуктами не только столицу, но и близлежащие населенные пункты, а также экспортировать товар, нужно больше площадей закрытого грунта и оснащения. При финансовой поддержке институтов и заинтересованных компаний наши специалисты готовы помогать другим бизнесменам запускать новые тепличные хозяйства: сопровождать проект с момента оформления документов до полного его запуска. Мы прошли этот путь от начала до конца и понимаем, с чего начать, как запустить и как поддерживать работу теплиц.
– Если говорить конкретно о сбыте продуктов из вашей теплицы, то смогли ли вы наладить постоянные каналы продаж?
– В число наших якорных закупщиков входят сети супермаркетов, магазины у дома, авиаперевозчик, который добавляет свежие овощи в рацион своего бортового меню. Есть и дошкольные учреждения, которым мы регулярно поставляем нашу продукцию. В целом за два года существования теплица получила признание от такой категории клиентов, которые точно следят за качеством продукции. К тому же на сегодня она выпускает и консервированные овощи, которые также пользуются популярностью у покупателей.
– Насколько стоимость вашей продукции конкурентоспособна в сравнении с рыночной?
– Экономия на энергии за счет внедрения собственных светодиодных светильников в конечном итоге влияет на себестоимость продукции. У нас нет градации цен – и для оптовиков, и для розницы она одна и является конкурентоспособной. Но в первую очередь потребитель, покупая у нас овощи, видит, насколько они качественные: одного размера, с приятным ароматом, не заплесневелые и не мокрые. Мы поставили рыночную цену на продукты и открыли собственный магазин, чтобы у оптовых перекупщиков не было соблазна перепродавать ее.
– Вы считаете важным сегодня подтянуть агросектор в стране в плане развития и внедрения технологий?
– Это действительно очень важный сектор для Казахстана. Со своей стороны мы двигаемся в том направлении, которое выбрали изначально – внедрение новых технологий в растениеводство. Например, на сегодня взаимодействуем с одной из алматинских компаний, которая занимается внедрением искусственного интеллекта при выращивании овощей. То есть теперь можно проводить все агропроцессы, задавая определенные параметры искусственному интеллекту: управлять теплицей, включать и выключать полив, открывать шторы, добавлять или убавлять свет и так далее. Мировой опыт показывает, что инновации в растениеводстве дают очень сильный положительный эффект. Ярким примером удачного опыта считают Голландию, которая является лидером развития тепличного хозяйства в мире. Конечно, технологии требуют немалых инвестиций, но за ними будущее сельскохозяйственной отрасли.
– Какие дальнейшие планы по развитию бизнеса?
– Когда мы сами после запуска собственной теплицы увидели эффективное влияние наших ламп на урожайность, мы запустили два направления деятельности. Первое – это консалтинг для тех, кто хочет строить теплицы, но не знает с чего начать. Мы можем помочь с сопровождением: начиная от проектной документации и заканчивая консультациями по продажам. Второе направление – продажа специального осветительного оборудования для существующих тепличных хозяйств. Да, цену на светильники нельзя назвать дешевой – одна лампа стоит в пределах от $150 до 180. В среднем для теплицы на один гектар нужно не менее 3000-3500 тыс. светильников. Но они окупаются за 1,5 года. При этом будет значительная экономия на электроэнергии: благодаря светодиодным светильникам энергозатраты на освещение тепличного хозяйства снижаются в 5 раз.