Как изменился трейдинг зерна в причерноморском регионе
О трендах рассказал основатель и CEO компании GrainTrack Дмитрий Михальчук
За последние 30 лет зернотрейдинг как бизнес сильно прогрессировал в Причерноморском регионе (Казахстан, Россия, Украина). Кроме роста объемов торговли существенно выросла культура рынка, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Появляется все больше системных компаний, которые используют самые прогрессивные подходы в бизнесе. Они применяют различные торговые инструменты, пытаются заработать на спредах между культурами и разнице цен.
Чтобы достигать целей, такие компании применяют современные модели управления.
Эксперт по построению бизнес-процессов в зернотрейдинге, основатель и CEO компании GrainTrack Дмитрий Михальчук отметил, на какие аспекты следует в первую очередь обратить внимание для построения эффективной модели управления в зернотрейдинге для масштабирования бизнеса.
Делегирование и стандартизация
Торговля зерном предполагает оперирование большими финансовыми ресурсами, и отсутствие доверия мешает построению эффективных моделей управления, что в свою очередь тормозит органический рост предприятий.
Чтобы развиваться, необходимо делегирование полномочий – разделение процессов позволяет успевать больше, а главное – работать качественней. Возникающую при этом проблему координации сотрудников офиса поможет решить внедрение на фирме стандартных операционных процессов (СОП).
Простыми словами СОП – это набор инструкций с описанием пошаговых действий, которые нужно предпринять, чтобы выполнить ту или иную работу.
Благодаря СОП все бизнес-процессы компании будут стандартизированы, а действия сотрудников регламентированы, что позволит команде работать как единому механизму и достигать больших результатов.
Расщепление сложных процессов на мелкие, более простые, путем стандартизации также позволит существенно упростить процесс интеграции новых сотрудников, исключая ситуацию, когда уход одного человека рушит всю систему управления.
Для составления СОП нужно детально описать существующие в компании бизнес-процессы и дополнительно составить должностные инструкции для каждого сотрудника.
Можно попробовать сделать это самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам. Есть компании, которые предлагают услуги аудита бизнес-процессов и составляют СОП по результатам. Такие услуги будут стоить недешево, однако результат, который получит компания, оправдывает эти вложения.
После того как СОП утверждаются руководителем компании-заказчика, персонал начинает работать по ним.
Автоматизация управленческого учёта
Зернотрейдеры, если речь не идет о совсем мелких компаниях, помимо бухгалтерского учета, который формируется постфактум, в обязательном порядке должны вести управленческий учет.
Управленческий учет – это процесс сбора, накопления и анализа данных, интерпретация и представление финансовой и производственной информации, которая служит основой для принятия руководством оперативных и стратегических решений.
Мелким трейдерам для ведения управленческого учета достаточно таблиц Excel и любой CRM-системы. Основной бизнес-процесс для таких компаний – это работа по наращиванию базы поставщиков, которые будут продать через них зерно.
У крупных зернотрейдеров-экспортеров и компаний, которые ставят цель масштабироваться, более сложные бизнес-процессы. Помимо базы контрагентов им необходимо тщательно вести учет по контрактам, учитывать качество зерна, следить за отгрузкой товара, контролировать остатки, прогнозировать свою торговую позицию и денежный поток, вести календарь оплат и видеть оперативную финансовую отчетность. Справиться с этим позволяет комплексная автоматизация управленческого учета.
В частности, это дает возможность:
- организовать работу всех департаментов офиса/офисов в одной цифровой среде с разграничением прав доступа;
- внедрить электронный документооборот и процесс согласования всех документов;
- в онлайн-режиме получать актуальные обновления по бизнесу, исключить финансовые потери из-за ошибки в данных;
- повысить качество планирования сделок;
- максимизировать прибыль за счет игры на разнице цен;
- повысить продуктивность работы персонала за счет автоматизации многих рутинных процессов;
- исключить злоупотребления со стороны сотрудников (фиксация закупки задним числом при падении цен для присвоения разницы, кражи баз данных при увольнении сотрудников);
- нарастить торговый оборот и повысить качество экзекьюшена для клиентов.
Для комплексной автоматизации управленческого учета в зернотрейдинге служат CTRM-системы (специализированные программы для управления товарной торговлей и управления рисками). Другой вариант – это разработать программу под индивидуальные потребности.
Работа с рисками
Ещё один важный элемент эффективной управленческой модели в зернотрейдинге –правильно организованный риск-менеджмент.
Управление рисками — это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта.
В зернотрейдинге основные риски можно разделить на две большие группы – Counterparty risk (риск контрагента) и Commodity risk (товарный риск). Работа с каждым из этих рисков имеет свои особенности.
Суть работы с риском контрагента сводится к анализу вероятности сценария, при котором контрагент не выполнит свои обязательства по контракту (поставщик – не поставит товар, покупатель – не заплатит за поставленное зерно) и проработке возможных последствий таких действий для компании.
С целью минимизации рисков компании важно установить некоторые правила о том, как определять, кому продавать, сколько продавать и какие действия предпринимать в случае задержки платежа.
Для работы с тем или иным контрагентом необходимо:
- проверить его правовой статус, изучить кредитную историю;
- установить лимиты на торговлю с контрагентом;
- тщательно проработать и детально обсудить все условия контракта (стороны зачастую могут уделять слишком много внимания цене, тогда как не досконально составленные контракты могут обернуться финансовыми потерями);
- когда контракт запустится в работу, необходимо тщательно отслеживать платежи, в случае задержки убедиться, что приняты меры, в противном случае – не продавать больше зерна.
Товарный риск — риск потерь в результате неблагоприятного изменения динамики товарных цен.
Существует четыре типа товарного риска, которому может быть подвержена компания:
- ценовой риск: возникает из-за неблагоприятного изменения цены товара, определяемого силами, неподконтрольными организации;
- количественный риск: возникает из-за изменений в наличии товаров;
- риск затрат: возникает, когда неблагоприятные изменения цен на сырьевые товары влияют на коммерческие расходы;
- политический риск: возникает из-за того, что соблюдение или регулирование влияет на цену или предложение товаров.
В основе работы с этим видом рисков лежит мониторинг текущей ситуации с изменяющимися показателями и прогнозирование возможных изменений под воздействием различных факторов.
Далее, исходя из целей и финансовых возможностей компании, определяется стратегия торговой деятельности. Для защиты может применяться хеджирование рисков с использованием производных финансовых инструментов – фьючерсов.
При правильной работе с рисками компания может не только не терять финансово при возникновении неблагоприятных сценариев с ценами на товар, но даже наращивать прибыль на этом, ведь в современном подходе риск-менеджмент рассматривается как один из путей получения конкурентного преимущества.
Поэтому компаниям, которые ставят амбициозные планы, лучше не экономить на команде рисковиков.