Как фермеры предлагают изменить механизм субсидирования?
Представители ассоциаций прокомментировали предложение президента по встречным обязательствам, которые должен нести бизнес взамен на льготы
Фермеры положительно оценивают предложение президента, что льготы предпринимателям «должны предоставляться только в обмен на конкретные встречные обязательства». В то же время они считают, что критерии, которые могут быть обозначены в обмен на субсидии, должны быть четкими и понятными. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz они рассказали, как можно изменить механизм субсидирования.
По мнению официального представителя Зернового союза Казахстана Евгения Карабанова, при предоставлении субсидий фермерам государство взамен может требовать от них исполнения следующих обязательств. Во-первых, можно установить критерий по росту объема производства продукции, во-вторых, ввести определенный норматив по объему продукции, которая будет поставляться на внутренний рынок по фиксированным ценам.
«Например, если фермер получил субсидии на 1 млн тенге, то он должен поставить на рынок Казахстана продукцию на эту же сумму по фиксированной цене. Но в таком случае государство не должно вмешиваться, то есть вводить квоты на вывоз плодоовощной продукции и так далее», – считает эксперт.
Собеседник уверен, что если встречные обязательства для агропромышленного комплекса (АПК) взамен на госсубсидии будут внедрены, то они должны быть четкими и понятными. «То есть важно, чтобы целевые показатели по таким обязательствам не толковались двояко. В противном случае могут возникнуть коррупционные схемы», – считает Евгений Карабанов.
По его мнению, желательно вводить такие встречные обязательства для фермеров поэтапно, чтобы участники рынка приспособились к ним. «Важно, чтобы все эти целевые показатели обсуждались с аграриями. В противном случае некоторые фермеры могут окончательно отказаться сотрудничать с государством, в том числе по субсидиям», – отмечает Евгений Карабанов.
Эксперт считает, что если механизм встречных обязательств будет введен, то такие обязательства не должны быть эфемерными. «Например, если взамен на госсубсидии фермеру нужно будет повысить производительность труда, то это будет расплывчатый критерий. Ведь предприниматель может искусственно снизить количество сотрудников и отобразить в отчетности не 20 человек, а 10. И логично, что производительность труда его работников автоматически вырастет», – отмечает Евгений Карабанов.
Он считает, что даже если новый механизм субсидирования будет утвержден в 2022 году, не стоит торопиться с его внедрением. «Сомневаюсь, что новая система субсидирования будет принята в текущем году. А если это произойдет, то желательно ее внедрить не ранее 2023 года или позже. Изменять правила субсидирования в этом году будет неправильно, ведь сельскохозяйственный сезон уже начался», – отмечает Евгений Карабанов.
Глава ассоциации «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана» Анатолий Злой отмечает, что практика применения встречных обязательств взамен на госсубсидии используется в мире. «Они заложены в программах в виде индикаторов, которых необходимо достичь. Например, повышение продовольственной безопасности через увеличение количества и качества продукции, обеспечение внутреннего рынка сырьем, повышение конкурентоспособности отрасли, создание рабочих мест», – делится собеседник.
Он предполагает, что в Казахстане основным критерием для получателей субсидий может стать цена на готовую продукцию. Анатолий Злой считает, что необходимо реализовать определенные меры, чтобы не допустить необоснованного роста цен на продукцию свиноводов на внутреннем рынке.
«Нужно рассмотреть всю цепочку, включая производство, переработку и сбыт. Для производства свинины необходимы ресурсы, а именно: помещения, кормовая база и квалифицированные сотрудники. В особую статью затрат надо выделить самих животных, так как от качества свиней зависит очень многое. Именно по этой причине казахстанские производители используют импортную генетику, но нам необходимо создать собственную племенную базу», – подчеркивает Анатолий Злой.
Поэтому, отмечает он, свиноводам необходимы субсидии именно на селекционно-племенную работу, так как создание и развитие собственного генетического материала обходится дорого. «Взамен на эти субсидии для фермеров можно обозначить такой критерий, как снижение поставок импортных свиней в Казахстан. Также можно обязать фермеров увеличивать экспорт сырья и готовой продукции», – пояснил Анатолий Злой.
В ассоциации готовы разработать долгосрочную программу с индикаторами, которые можно будет установить для фермеров взамен на госсубсидии.
«Оценивать исполнение таких индикаторов можно ежегодно. Мы можем определить круг участников такой программы из тех, кто получил госсубсидии. При этом одним из условий такой программы может стать ее открытая работа. То есть должны быть обеспечены публикация достижений предприятий, создание местных рейтингов, обмен племенным материалом между ее участниками, совместная работа с колледжами и вузами, обучение и вовлечение новых игроков через развитие мелких хозяйств», – отмечает глава ассоциации «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана».
Глава ассоциации «Мясо-молочный союз Казахстана» Иван Сауэр согласен с тем, что взамен на субсидии предприниматели должны нести встречные обязательства. Он подчеркивает, что в бизнес-плане агрария, который планирует построить ферму и воспользоваться господдержкой, уже указаны те обязательства, которые он должен выполнить.
«В этом документе уже есть информация, на сколько необходимо увеличить поголовье скота, какой показатель по рентабельности и удою, например, для молочной фермы, необходимо достичь. Но у нас бизнес-план зачастую исполняется до того момента, пока предприниматель получает средства. После – все о нем почему-то забывают и не отслеживают выполнение указанных там критериев», – отмечает собеседник.
Он считает, что обязательства, которые должны нести фермеры в обмен на субсидии, «не должны быть шаблонными». «Ведь если два молочных комплекса строятся в разных районах, соответственно они будут иметь различные условия. Ведь в каждом регионе своя специфика, поэтому критерии по обязательствам, которые должен нести бизнес в обмен на субсидии, должны быть дифференцированы по регионам», – подчеркнул Иван Сауэр.
По его словам, в Казахстане самое доступное по цене молоко в Нур-Султане.
«Более 60% рынка кисло-молочной продукции столицы занимает молоко, произведенное моей компанией ТОО «Агрофирма Родина» и еще одним участником рынка – «Зенченко и Ко». Третий год, в том числе благодаря субсидиям, мы не повышаем цену на произведенное нами молоко и реализуем его по 230 тенге за литр. Хотя стоимость упаковки, кормовые добавки для скота, ветеринарные препараты, топливо за это время подорожали. Если же где-то на полках столичного магазина вы заметите удорожание такой продукции, то это наценка магазина. Если же субсидии уберут, то будем вынуждены повысить цены на молоко. Но зато нас никто не будет обвинять в том, что мы пользуемся господдержкой», – отметил Иван Сауэр.
По словам члена правления Мясного Союза Максута Бактибаева субсидирование сельского хозяйства – это устоявшаяся мировая практика поддержки АПК для повышения продовольственной безопасности и конкурентоспособности. Различаются лишь инструменты ее реализации в отдельных странах.
Он отмечает, что есть общепринятое деление господдержки по методике ВТО – красная, желтая и зеленая корзины. Как следует из их названий, красная – искажающая, зачастую коррупциогенная, зеленая наоборот, стимулирующая и эффективная. К инструментам зеленой корзины относятся, например, страхование и выплаты при ЧС, поддержка науки, развитие сельской инфраструктуры.
«Казахстанские фермеры – не исключение, и также нуждаются в господдержке. Но, например, члены нашего союза около трех лет назад решили добровольно отказаться от искажающих субсидий на производство говядины, с перераспределением бюджета в пользу мелких ферм семейного типа», – подчеркивает собеседник.
Он согласен, что систему господдержки фермеров в Казахстане необходимо корректировать.
«Господдержку некоторых отраслей можно оптимизировать. Есть фермы, которые уже давно рассчитались по кредитам и рентабельны, для некоторых ежегодные субсидии убивают необходимость в развитии технологий, а некоторым, наоборот, нужна помощь в самом начале предпринимательской деятельности», – отмечает эксперт.
«В 2019 году наш союз в мажилисе предлагал весь объем выделяемых для них субсидий направлять на повышение зарплат сельских работников. То есть, чтобы зарплата специалистов составила не менее 250-300 тыс. тенге. Это бы мотивировало персонал улучшать свои компетенции, привлекало бы людей в села. Ведь именно на селе постоянный дефицит кадров», – вспоминает Максут Бактибаев.
Эксперт подчеркивает, что во многих компаниях постсоветского пространства зарплату персонал получает «по остаточному принципу». «В США на законодательном уровне обозначена минимальная почасовая зарплата. В Казахстане нет такой практики к сожалению. Хотя повышенное внимание к удорожанию продуктов питания связно в первую очередь с низкими доходами населения», – резюмировал Максут Бактибаев.
Напомним, на встрече с представителями крупного бизнеса президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что все льготы предпринимателям должны быть максимально горизонтальными и предоставляться только в обмен на конкретные встречные обязательства.
«Это полнота уплаты всех налогов, выход на экспорт, создание качественных рабочих мест и другие вопросы», – пояснил ранее Касым-Жомарт Токаев.
Крайне важно, чтобы меры господдержки не только увеличивали прибыльность предприятий, но и приносили пользу с точки зрения занятости и доходов.
«Компании, получающие прямую господдержку, обязаны предоставлять отчет об использовании полученных от государства средств», – отметил президент.