Изменение целевого назначения сельскохозяйственных участков
Вопрос 1
Здравствуйте! У меня есть земельный участок 0,5 га, целевое назначение – крестьянское хозяйство. Находится в черте п. Айтей, Карасайский район. 1. Могу ли я на основании включения участка в границы посёлка бесплатно поменять целевое назначение с КХ на ЛПХ? 2. Каков юридический механизм изменения целевого назначения с КХ на ЛПХ? Какие расходы я понесу при этом?
Вопрос 2
Здравствуйте, планирую приобрести землю, целевое назначение данного участка – крестьянское хозяйство. Можно ли изменить целевое назначение на производственно-складское? Затрагивает ли мораторий это?
Вопрос 3
Добрый день всем! У моего товарища имеется 10 га земли в возмездной долгосрочной аренде на 10 лет. Срок аренды – до июня 2021 года. Мы бы хотели с товарищем создать КХ или ТОО и заниматься выращиванием картофеля. Подскажите, пожалуйста, как законно можно провести трансформацию из огородничества в пашню?
Анализ ситуации
Изменение целевого назначения земельных участков вполне допустимо отечественным земельным законодательством. В Земельном кодексе Республики Казахстан (далее – ЗК РК) существует статья 49-1, которая регламентирует порядок изменения целевого назначения земельных участков. Согласно этой статье:
1. Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется в следующем порядке:
1) принятие к рассмотрению заявления об изменении целевого назначения земельного участка;
2) определение возможности использования земельного участка по запрашиваемому целевому назначению;
3) согласование заявления об изменении целевого назначения земельного участка посредством государственных информационных систем либо на бумажных носителях при отсутствии у согласующих органов этих систем;
4) подготовка заключения земельной комиссии;
5) исключен
6) принятие решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах компетенции об изменении целевого назначения земельного участка;
7) изготовление идентификационного документа на земельный участок.
2. Физические и юридические лица, заинтересованные в изменении целевого назначения земельного участка, подают заявление в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка на бумажном носителе либо посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Заявлению присваивается регистрационный номер по дате его принятия и заявителю выдается уведомление, подтверждающее подачу заявления, в котором указывается дата получения решения по вопросу изменения целевого назначения земельного участка либо в его отказе.
В заявлении указываются следующие сведения:
– кадастровый номер земельного участка;
– запрашиваемое целевое назначение земельного участка;
– площадь земельного участка;
– номер и дата правоустанавливающего и идентификационного документов на земельный участок.
3. Заявление об изменении целевого назначения земельного участка рассматривается в срок до тринадцати рабочих дней с момента его поступления.
4. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, аким города районного значения, поселка, села, сельского округа в течение одного рабочего дня направляет поступившее заявление об изменении целевого назначения земельного участка в уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо в структурное подразделение соответствующего местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции.
5. Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления определяет возможность использования земельного участка по заявленному целевому назначению и направляет его на согласование одновременно всем заинтересованным государственным органам, соответствующим службам.
6. Согласующие органы в течение трех рабочих дней представляют соответствующие заключения о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению.
7. Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня со дня поступления заключений подготавливает предложение о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению.
8. Решение об изменении целевого назначения земельного участка принимается на основании заключения земельной комиссии. Заключение земельной комиссии составляется в двух экземплярах в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней с момента поступления в земельную комиссию предложения о возможности изменения целевого назначения земельного участка.
10. Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции в течение одного рабочего дня с момента поступления соответствующего заключения земельной комиссии подготавливает соответствующее решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа.
11. Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа об изменении либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение двух рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения земельной комиссии.
12. Отказ в изменении целевого назначения земельного участка должен быть мотивированным.
13. Копия решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка вручается заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия.
Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа об изменении целевого назначения земельного участка должно содержать:
– кадастровый номер земельного участка;
– целевое назначение земельного участка;
– площадь земельного участка.
В случае подачи заявления в форме электронного документа посредством веб-портала «электронного правительства» решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка направляется заявителю в форме электронного документа в срок не позднее трех рабочих дней после его принятия.
14. При изменении целевого назначения земельного участка срок изготовления идентификационных документов составляет не более шести рабочих дней.
Ответ на первый вопрос
Согласно пункту 3-2 статьи 97 ЗК РК не допускается изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, для целей индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, за исключением случаев расширения земель населенных пунктов в соответствии с генеральными планами (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек). Если участок автора вопроса вошел в новый генплан населенного пункта, то изменение целевого назначения сельскохозяйственного участка возможно в соответствии со статьей 49-1 ЗК РК.
Ответ на второй вопрос
Мораторий изменение целевого назначения не затрагивает. Согласно пункту 3 статьи 97 ЗК РК сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается лишь в случаях, связанныхссозданием и расширением особо охраняемых природных территорий, выполнением международных обязательств, обнаружением под участком месторождения ценных полезных ископаемых, строительством дорог, объектов по использованию возобновляемых источников энергии, линий электропередачи, линий связи и магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования населенных пунктов, а также объектов, имеющих государственное значение, при отсутствии других вариантов возможного их размещения.
Тем не менее автору вопроса стоит попробовать изменить целевое назначение сельскохозяйственного участка в соответствии со статьей 49-1 ЗК РК. Если только автор второго вопроса готов возместить сельскохозяйственные потери согласно статье 105 ЗК РК. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в доход бюджета в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению также при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, находящихся в землепользовании или собственности граждан и юридических лиц.
Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в шестимесячный срок с момента принятия решения о предоставлении права на земельный участок или изменений целевого назначения сельскохозяйственных угодий.
Согласно статье 106 ЗК РК при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, размеры потерь устанавливаются в составе землеустроительного проекта (землеустроительного дела), который является основанием для принятия местным исполнительным органом решения о предоставлении соответствующего права на земельный участок. Размеры подлежащих возмещению потерь определяются исходя из нормативов, которые обеспечивают освоение новых земель или улучшение угодий до уровня производства сельскохозяйственной продукции на них в объеме не менее получаемого на изымаемых угодьях или ранее получаемого до снижения их качества. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 декабря 2014 года № 161 утверждены нормативы возмещения потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Ответ на третий вопрос
Нет такой категории земель как огородничество. Согласно пунктам 1 и2 статьи 102 ЗК РК Гражданам Республики Казахстан для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки из земель сельских населенных пунктов. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого наделов. Приусадебный надел предоставляется в границах (черте) сельских населенных пунктов и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, хозяйственно-бытовых построек в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Полевой надел предоставляется из земель сельских населенных пунктов в соответствии с проектом земельно-хозяйственного устройства территорий населенной части либо на территории, переданной в административное подчинение, и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.
Перевод из огородничества в земельные участки сельскохозяйственного назначения возможен согласно статье 49-1 ЗК РК.
На вопросы отвечала Жанна Батабаева