Финансовое оздоровление на текущий момент
Уже более полугода действует в Республике Казахстан программа финансового оздоровления субъектов АПК. Но пока ее реализация идет медленно, имеются сдерживающие факторы.
Согласно ППРК от 10 августа 2013 года № 816 «Об утверждении Правил субсидирования ставок вознаграждения по кредитным и лизинговым обязательствам субъектов АПК для финансового оздоровления» (далее – Правила), сельхозпроизводители могут получить послабление по процентам, выплачиваемым по своим действующим займам и долгам перед финансовыми институтами (банки, кредитные организации). То есть фермеры, имея заемные обязательства, могут обратиться в банки или другие организации с целью снижения действующей ставки вознаграждения по займу до 7 %, а остальную часть вознаграждения банку погасит государство. Но для этого нужно многое сделать самому заемщику.
На сегодня очень мало субъектов АПК приняли участие в программе финансового оздоровления. В Костанайской области, по словам специалиста ГУ «Управление сельского хозяйства акимата Костанайской области» Томовой
Н. А., по состоянию на 17 января текущего года уже одобрено для субсидирования 3 договора на общую сумму субсидий 7,7 млн тенге, и еще 2 заявки находятся на стадии рассмотрения.
Попробуем выяснить, почему такими инертными темпами идет претворение в жизнь правительственного постановления.
Финансовые институты: найти выход
После выхода Правил в августе прошлого года финансовые институты республики начали работу по разработке своего внутреннего положения в направлении финансового оздоровления, каждый институт создал свои условия, требования и инструкции. Одно из условий госпрограммы – реструктуризация или рефинансирование проблемного займа. Эти процессы включают в себя продление сроков возврата займов с субсидированием ставки вознаграждения, с предоставлением льготного периода погашения или замену на новый заем с перечисленными условиями. Через реструктуризацию или рефинансирование банк и заемщик должны найти и определить схему дальнейших действий для того, чтобы сельхозпроизводитель мог выйти из кризиса – это и есть план финансового оздоровления предприятия в экономическом определении. Так, по крайней мере, задумывали создатели одноименной программы, и только после соблюдения процедур реструктуризации или рефинансирования, государство компенсирует часть вознаграждения по займам за самого заемщика.
Но, чтобы погасить реструктурированный заем и прочие просроченные обязательства, фермер должен посеять в следующую посевную. А чтобы посеять, нужны средства, опять же заемные. Такова специфика агробизнеса, скорость оборачиваемости средств очень низкая – сельскохозяйственные культуры плодоносят 1 раз в 12 месяцев, без привлеченных ресурсов не обойтись. Выходит, что банк в схеме действий по реструктуризации должен найти еще и возможность дополнительного кредитования заемщика на проведение весенних полевых работ. Обратиться в другой финансовый институт и привлечь заемные средства на посевную сельхозпроизводитель не может, поскольку все имущество уже заложено в банке.
Стоит ли овчинка выделки
Видимо, в этом и причина, по которой банки без особого интереса отзываются на участие в программе финансового оздоровления. Каждый банк выбирает то, что выгоднее и приемлемее ему: а) обратить взыскание на имеющееся залоговое имущество по проблемному займу, продать его по залоговым ценам и вернуть в свой оборот средства, или б) в рамках финансового оздоровления продлить срок возврата по этому же займу, распределить на этот срок сумму задолженности, снизить процентную ставку, предоставить льготное погашение и дополнительные заемные средства. Если больше устраивает первый вариант, тогда и участие в финансовом оздоровлении банку не нужно.
Кроме того, если финансовый институт согласен на реструктуризацию или рефинансирование займа, сельхозтоваропроизводителю-заемщику нужно предоставить немалый пакет документов, расчеты, прогнозы и технико-экономическое обоснование проекта по новому займу. Это дополнительные временные, трудовые и денежные затраты для аграриев, поскольку нелегко убедить банк в своих прогнозных возможностях исполнения всех обязательств, если и без того на тебе висит непогашенный заем.
По словам кредитных специалистов костанайских филиалов некоторых финансовых институтов, работа в данном направлении ими ведется. Во многих банках разработаны инструкции проведения финансового оздоровления субъектов АПК. Некоторые заявки на оздоровление от проблемных заемщиков в адрес институтов уже поступили, сейчас заявители занимаются сбором документов и разработкой бизнес-планов на реструктуризацию займа.
До получения долгожданной субсидии нужно ждать пока банк направит свой пакет документов в специально созданную комиссию и оттуда придет одобрение.
Еще рано судить об эффективности программы финансового оздоровления, ясно одно: самой заинтересованной стороной в данной программе является многострадальный сельхозпроизводитель. От его желания, усердия и настойчивости может зависеть финансовое здоровье предприятия, что подтверждают все госпрограммы субсидирования.
Гани Ермек