«Фермеры Чилика»: Наш позитивный опыт кооперации может быть использован во всех регионах страны
Пандемия коронавируса преподнесла нам немало уроков, которые касаются не только здравоохранения, но и других секторов экономики. Так, на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению Президент Токаев отметил, что сложные времена подтвердили известную истину – продовольственная безопасность является ключевым элементом безопасности государства в целом, передаёт ИА «АгроИнфо» со ссылкой на пресс-службу агентства «Информационный ресурс».
В связи с этим глава государства в числе других задач, поручил Правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка». А затем масштабировать этот опыт и к середине 2021 года разработать полноценную программу.
Действительно, продукцию местных фермеров трудно встретить в крупных казахстанских торговых сетях, она почти не используется на перерабатывающих предприятиях страны. Проблема – в разрозненности фермеров, отсутствии у них опыта работы с торговыми сетями и малом объеме продукции, которую может поставить на рынок одно фермерское хозяйство. А крупным сетям нужен большой объем и стабильность поставок.
При этом отдельные проекты, показавшие все плюсы объединения фермеров и создания современных конкурентоспособных кооперативов, у нас есть. Один из ярких примеров – созданный в Алматинской области сельскохозяйственный кооператив «Шелек фермерлері» и получивший широкую известность в южной столице, появился благодаря сотрудничеству бизнеса и НПО.
Начался проект в декабре 2014 года при участии ОФ «Фонд Местных Сообществ Енбекшиказахского района» и компании Филип Моррис Казахстан. О том, как создавался кооператив, как удалось преодолеть все трудности и заработать репутацию надёжного партнера, подробно рассказано в Отчете о деятельности компании Филип Моррис Казахстан в области устойчивого развития, который вышел в свет буквально на днях.
Основная идея кооператива заключается в том, чтобы научить фермеров не только эффективно работать на земле, производя необходимую качественную продукцию, но и сделать их современными, юридически грамотными предпринимателями, способными работать с бухгалтерией̆, понимать, как выстроить и вести весь цикл полноценного бизнеса, а не ограничиваться мелкой̆ торговлей̆ на обочине дороги.
Конечно, не обошлось без внедрения новых технологий и непосредственно в сельское хозяйство фермеров. Для этого с самого начала к овощеводству района подошли с научной точки зрения – было проведено Исследование аграрного сектора Алматинской области в партнерстве с Университетом Флориды (США) и казахстанскими экспертами в области экономики, агрономии и маркетинга сельскохозяйственной продукции. В своем исследования эксперты рекомендовали фермерам использовать альтернативные и современные методы орошения, теплицы и другие технологии защищенного грунта, выращивать новые виды культур, применять хранение и переработку плодоовощных культур, а также обучили их основам стратегии маркетинга и сбыта.
– Мы поездили по полям и поняли, что условия жизни фермера мало чем отличаются от условий людей, которых он нанимает. То же солнце, невзгоды, один кусок хлеба и одна вода. В процессе работы стало очевидно, что чиликские фермеры сами нуждаются в юридической и консультативной помощи. Так мы начали проводить небольшие семинары – юридические, по сельскому хозяйству, – рассказала Бакытгуль Ельчибаева, директор Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района.
Далее встала задача убедить местных фермеров в том, что всё это им нужно – и это оказалось не так-то просто. Чтобы решить её, в специально созданном Агробизнес-центре не только проводилось обучение фермеров, но и был создан демонстрационный участок.
Ну а когда выяснилось, что по новым технологиям овощные культуры выращивать эффективнее и прибыльнее, в программу, наконец, поверили многие. Но оставалась проблема разобщённости, малых объёмов и той самой длинной цепочки поставщиков и посредников, которая не давала фермерам хорошо зарабатывать, а потребителям – получать их продукцию по адекватным ценам. Эта проблема была решена за счёт объединения в кооператив и позволила начать сотрудничество с крупными казахстанскими ретейлерами. Первые поставки фермеров начались в 2015 году в сеть супермаркетов «Арзан» в Алматы. А в 2017 году образовав кооператив «Шелек фермерлері», были налажены поставки свежих овощей с поля в казахстанские торговые сети «Арзан» и «Метро», а также перерабатывающему цеху ТОО «ЦинКаз» и дистрибьюторской компании «New kitchen».
Итоги пятилетней деятельности кооператива «Шелек фермерлері» впечатляют – за это время кооператив смог реализовать 768 992 тонны сельскохозяйственной продукции на сумму более 89 млн. тенге, повысить прибыльность своих хозяйств на 30%, увеличить площадь возделывания овощных культур почти в 3 раза и успешно наладить механику отгрузок овощей напрямую в супермаркеты города Алматы. Более того, благодаря проекту на селе появились дополнительные рабочие места, так, например, в сезон на полях участников программы работают около 150 человек, что положительно влияет на уровень занятости местного населения.
Сегодня фермеры кооператива используют современные аграрные методы, внедряют практики органического земледелия, и вносят вклад в «зелёную экономику», апробируя солнечные батареи для обогрева теплиц в холодное время года.
При этом участники кооператива, а их число за пять лет, кстати, увеличилось в четыре раза, – сегодня в кооператив входят 22 фермерских хозяйства, – не останавливаются на достигнутом. Например, в 2019 году проект расширил применение органического земледелия. В теплицах агробизнес-центра высажены перспективные сорта острого перца, которые выращиваются с применением органических удобрений. Совместно с сотрудниками Казахского научно-исследовательского института защиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева фермеры начали использовать биологические методы (энтомофаги) и препараты в борьбе с болезнями и вредителями.
И этот вклад в развитие «зелёной экономики» стал не только достижением фермеров кооператива, но и компании Филип Моррис Казахстан, которая развитие своей деятельности в области экологии считает сегодня одной из своих главных задач и около 90% отходов своего производства отправляет на переработку, а также реализует другие инициативы. К слову, усилия компании в этом направлении отмечены государственной наградой «Парыз» в номинации «за вклад в экологию».
Словом, проектом «Фермеры Чилика» наработан уникальный опыт объединения разрозненных индивидуальных фермеров в жизнеспособный кооператив, позволяющий им выступать как единое конкурентоспособное юридическое лицо в отношениях с крупными торговыми сетями. Отработан и механизм обучения и повышения агрокомпетенций участников, о чем также говорил Президент в своем поручении. Наработки проекта «Фермеры Чилика» могут и должны лечь в основу полноценной программы по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка» для всего Казахстана. Тем более, что создатели и инициаторы кооператива с самого начала заявляли о своей готовности делиться опытом. Это тот случай, когда «Фермеры Чилика» уже не боятся конкуренции, так как понимают – всё что двигает наш аграрный сектор вперёд, выгодно и перспективно для всех участников рынка.