Факты хищения субсидий или связанных с ними злоупотреблений зафиксированы почти в каждом регионе страны
О том, как в стране разворовывались субсидии для сельского хозяйства говорилось на прошедшем недавно закрытом заседании по агропромышленному комплексу с участием Антикора.
3 способа нажиться на субсидиях
Только за 2021 год Антикоррупционной службой зарегистрировано 106 таких преступлений, передает inbusiness.kz. 63 человека по этим делам признаны – подозреваемыми. Примечательно, что каждый третий из них является руководителем или отдела, или управления сельского хозяйства. Сейчас уголовные дела находятся в производстве, проводятся необходимые экспертизы и аудиторские проверки.
Случившееся не осталось без внимания президента. Касым-Жомарт Токаев поручил агентству по противодействию коррупции провести комплексный анализ в агропромышленном комплексе. Им были охвачены все направления, но акцент сделан на трех основных: инвестиционные вложения, животноводство и растениеводство. По первому широкий простор для хищений дает так называемый четвертый паспорт. Злоумышленников привлекает, по всей видимости, высокая доля возмещения инвестиционных вложений — 80%, и, при этом, полное отсутствие контроля. Действовали мошенники, используя крестьянские хозяйства. Вот 3 основных способа хищений, указанных на закрытом заседании:
– Когда заявки на оборудование подавались от имени фермера при помощи его электронной цифровой подписи. ЭЦП подозреваемые получали обманным путем, а деньги перечислялись по фиктивным актам. Так, по Западно-Казахстанской области подобным образом от имени 120 фермеров были подписаны поддельные документы и получены через их счета субсидии.
– Завышение фактической стоимости оборудования. Компании, аффилированные с работниками управлений сельского хозяйства, поставляли дешевую технику низкого качества. Например, в Актюбинской области выявили группу лиц, состоявшую из числа работников Национального аграрного научного центра, который подведомственен МСХ. Они поставляли солнечные панели по завышенным ценам. Заявки якобы подавались от имени руководителей крестьянских хозяйств, затем субсидии присваивались.
– Необоснованное выделение денег крестьянским хозяйствам, не подпадающим под субсидирование.
В ходе следствия было проверено 65 КХ. В 51 из них приобретенные солнечные панели лежат без надобности, даже не распакованные.
Выявлялись факты, когда мошенники использовали все 3 способа хищений. Так, говорилось на совещании, в Акмолинской области в сговоре с индивидуальным предпринимателем составлялись и подписывались и подписывались фиктивные акты осмотра оборудования. При этом, в реальности, специалист УСХ на объект не выезжал. В свою очередь, ИП–шник обманным путем получал у глав крестьянских хозяйств ключи ЭЦП и доверенности на открытие банковских счетов. Подавал от них заявки, а поступившие субсидии обналичивал и делился со специалистом управления сельского хозяйства.
Маржа для казнокрадов
Анализ выявленных по стране фактов хищения субсидий показывает что основная причина в подходах самого минсельхоза, было отмечено в ходе заседания. В нормативные акты заложили завышенные суммы, т. е. будущую маржу для казнокрадов. Государству наносится огромный ущерб. При этом правила и инструкции написаны так, что ответственность руководителей размыта. Решение могут принимать специалисты УСХ по своему усмотрению.
К примеру, по 4 паспорту было предусмотрено возмещение стоимости самых лучших солнечных панелей, сроком до 30 лет и стоимостью до 3 млн тенге. Но, по факту поставлялись дешевые комплекты — солнечные панели, генераторы, водонасосы. В ходе следствия было установлено, что настоящая их стоимость от 750 тыс. и до 1,3 млн тенге. Для бурения скважин была заложена стоимость до 40 тыс. тенге. Но таких цен нет. Максимальная цена работы доходит до 20 тыс. тенге, в зависимости от сложности грунта. В отдельных случаях сумма хищений составляла до 70% от выделенных субсидий. Если говорить цифрами, за 5 лет из бюджета на обводнение пастбищ выделено более 80 млрд тенге. Порядка 50% от этой суммы растрачено в пользу третьих лиц, указано в ходе встречи.
”Мёртвые души” и сделки с самими собою
С животноводством тоже беда. К примеру, были выявлены случаи субсидирования скота несуществующего или неподпадающего под установленные критерии, двойное субсидирование одного и того же поголовья, необеспечение сохранности и нецелевое использование просубсидированных животных. Использовались две криминальные схемы:
– хищение субсидий, выделенных на несуществующее поголовье КРС, проще говоря на ”мертвые души”. Яркий пример — в Жамбылской области руководитель отдела областного УСХ в сговоре с супругом незаконно получали господдержку за якобы приобретенных племенных овец и крупный рогатый скот. Для этого они зарегистрировали КХ на подставное лицо. КРС и овечки естественно в реальности не приобретались.
– двойное субсидирование, путем перемещения скота между аффилированными предприятиями. В ВКО руководитель крестьянского хозяйства заключил фиктивные договоры купли-продажи полутысячи голов племенного скота с аффилированной фирмой, зарегистрированной на подставное лицо. В свою очередь, это предприятие оформило кредит для приобретения племенных быков. Потом была направлена в управление сельского хозяйства заявка на получение субсидирования на содержание скота. Там не стали проверять принадлежность скота и факт наличия откормочной площадки, деньги выдали.
Также на заседании говорилось о незаконном экспорте крупного рогатого скота. Такие факты тоже были выявлены на юге страны. И тут уже речь о подкупе должностных лиц в контролирующих органах на всех этапах преступной схемы. Животных ”подгоняли” под номера, указанные в поддельных ветеринарных сертификатах, затем на них вешались новые бирки. Это, считают в Антикоре, могло способствовать тому, что за рубеж могло уходить запрещенное к экспорту маточное поголовье или краденный скот.
В ведомстве одной из причин таких ситуаций видят несовершенство информационных баз, которыми спокойно в своих корыстных целях пользуются должностные лица в регионах. Так, установлены многочисленные случаи манипулирования данными сельхозживотных в базе ИСЖ, отмечено на встрече. Это корректировка возраста, пола скота, подделывание учетных данных, дублирование идентификационных номеров и т.д.
Например, в Туркестанской области только в одном хозяйстве установлено более 400 фактов корректировки возраста взрослых коров на телят. Возможная причина этого — искусственное увеличение приплода для получения субсидий. При этом, чтобы зарегистрировать несуществующий скот достаточно внести вымышленный индивидуальный номер животного. Главное, чтобы он был уникальным и не повторялся.
Практически те же самые схемы работают и в растениеводстве, указано на совещании. В это же самое время, ни минсельхоз, ни акиматы за целевое использование субсидий не отвечают. Получается, десятки миллиардов бюджетных средств отданы на откуп рядовым специалистам, чьи руководители, как правило, самоустраняются от контроля за подчиненными, а некоторые и сами не прочь нажиться за счет господдержки сельского хозяйства.