«Это смерть для малого и среднего бизнеса» – бизнесмены выступили против маркировки товаров
Казахстанские предприниматели отказываются маркировать собственную продукцию. Речь идёт о дополнительных электронных кодах на продуктах, лекарствах, косметике и шинах, сообщает сайт телеканала КТК. Они должны появиться уже в 2020-м.
Нововведения предложили ввести в рамках Таможенного союза. Бизнесмены возмущены, ведь за каждый код им придётся платить. Уверяют, это серьёзно отразится на стоимости продукции.
Торговый рынок ждут большие перемены. Цифровой прогресс дошёл до прилавков. Лекарства, напитки, молочные продукты, парфюмерия и косметика – у каждого товара появится свой электронный код. Это почти цифровой паспорт с данными. Производители должны будут наносить его на товары народного потребления. По такой системе в странах Таможенного союза уже несколько лет маркируют шубы. Теперь список расширили.
Анастасия Калашникова, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана»:
– В пилоте находятся сигареты, алкоголь. Но они идут туда добровольно, они приветствуют эту систему. Лекарственные средства идут туда в пилоте, обувь, шубы.
Ударить по контрафакту «цифрой» предложили страны-участницы ЕАЭС. Обязательная маркировка – для изделий из меха, в качестве эксперимента – на алкоголь и табак. Нормы уже два года внедряют в нашей стране. Электронные коды – головная боль казахстанских производителей. Представители бизнеса отказываются маркировать собственную продукцию. Уверяют, это несёт дополнительные траты. Мало того что за каждый код им придётся платить, так на заводах и фабриках ещё и нет специального оборудования для нанесения знаков.
Алия Мамытбаева, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков, соков»:
– Потребуется дополнительное оборудование и интеграция этого оборудования внутри предприятия. Стоимость одной КИЗ будет 3 тенге на каждую единицу, второе – это стоимость оборудования. Стоимость, например, одной линии для производителя, выпускающего продукцию в тетрапакетах, будет от 13,5 миллионов, и максимальная цена – 24,5. Надо думать о том, как это отразится на социально значимых продуктах.
В итоге пострадает потребитель. Именно ему придётся оплачивать расходы заводов и фабрик, уверяют производители. Суммы немаленькие. Даже по самым скромным подсчётам, только молочная отрасль за год потратит на маркировку больше 3 миллиардов тенге.
Нурсадык Абишев, президент ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана»:
– У каждого должны быть считывающие устройства. То есть на каждом этапе будет удорожание продукта. Это будет смерть для малого и среднего бизнеса. Никакой малый и средний бизнес не потянет это оборудование. Приведёт к удорожанию, снижению конкуренции и снижению качества продукции.
Представители бизнес-ассоциаций призывают сделать маркировку добровольной. Своё предложение они планируют отправить в правительство.