Долой расписки, даешь токены?
Новый законопроект «О зерне» вызывает массу вопросов в аграрном сообществе Республики Казахстан. Он намерен заменить зерновые расписки на цифровые токены, а также готовит ряд нововведений для участников отечественного зернового рынка.
Сейчас данный проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О зерне» (далее – Законопроект) находится на обсуждении законодательной власти.
Одним из авторов законопроекта «О зерне» является РГП на ПХВ «Институт парламентаризма». Миссией недавно созданной организации является развитие парламентаризма путем усиления представительной и законодательной роли Парламента Республики Казахстан. По словам начальника отдела законодательства в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Института парламентаризма Кенжалы Ахметова работа по Законопроекту продолжается.
– Планируем проводить круглые столы, встречаться с депутатами, представителями госорганов и агробизнеса, общественниками, будем дорабатывать законопроект, вносить изменения и дополнения с учетом мнений всех заинтересованных лиц, – говорит Кенжалы Кенжетаевич в устной беседе с корреспондентом ИА «АгроИнфо».
Цифровой учет каждого зернышка
А работать есть над чем. Вместо зерновых расписок законодатели намерены ввести в оборот зерновые токены. 20 лет в Казахстане зерновая расписка удостоверяла права держателя на зерно, теперь на ее место придет цифровой токен. Это обеспеченный цифровой актив, который будут выпускать производители зерна или его импортеры. Уже много лет в аграрных кругах страны обсуждается вопрос теневых и «серых» схем оборота зерна, о фикциях и неправомерных деяниях вокруг зерновых потоков. Пришло время ввести цифровой учет зерна в РК, для чего и предлагается внедрение зерновых токенов. А также новых понятий в ЗРК «О зерне»: прослеживаемость зерна, блокчейн регистратора и прочих. Регистратором в информационной системе зерновых токенов будет АО «Информационно-учетный центр», которое хорошо и широко известно всем аграриям республики своим порталом Qoldau.
Количественные лимиты и временные ограничения
Согласно Законопроекта сельхозпроизводители вправе выпустить зерновой токен в период с 1 июня по 2 ноября соответствующего года уборки урожая. При этом в инфсистеме должны быть зарегистрированы земельные участки за таким сельхозпроизводителем, а также события по уборке урожая, вегетация на этих полях должна быть подтверждена данными дистанционного зондирования Земли. Зерновой токен не может быть выпущен на объем зерна, превышающий урожай зерна, рассчитанный с учетом среднерайонной урожайности по данным книг истории полей в соответствующем районе. Тут много возникает вопросов начиная с отсутствия, как таковой, книги истории полей по каждому району, не понятны ограниченные пятью месяцами сроки выпуска токена, а также пределы по среднерайонной урожайности. Обслуживающая информационная система будет сопоставлять все данные фермера по площадям, течению вегетации и средней урожайности, в результате исчислит примерный валовый сбор и станет следить, чтобы объемы зерна по зерновым токенам не превышали исчисленные цифры. Проблемы неизбежны, поскольку с результатами деятельности Qoldau по сопоставлению информаций из разных систем испытал на себе каждый сельхозпроизводитель Казахстана.
Также инфсистема зерновых токенов будет интегрирована с инфсистемами налоговых органов. Операции с зерновыми токенами равнозначны сделкам с зерном, и сведения о таких операциях в виде электронных счетов-фактур и/или сопроводительной накладной на товары планируют выгружаться из инфсистемы в модуль «Виртуальный склад» ИС ЭСФ (с использованием API-сервиса).
Что с качеством?
Кроме того, зерновой токен не привязан к хлебоприемному предприятию, в отличие от зерновой расписки. В токене не будут указываться реквизиты ХПП. Тогда, кто будет отвечать за достоверность и сохранность качественных показателей зерна – белок, клейковина, натурный вес, влажность и примеси и прочие? Органические процессы в живых продуктах естественны, а регламентации качественных параметров зерна в Законопроекте нет. Не ясно, где и как будут отражаться вопросы рефакции зерна, усушки, утряски и прочая убыль. Нет в Законопроекте и четкого алгоритма действий при перевозке полученного урожая на лицензированное ХПП.
Государственное регулирование
В Законопроект введены две новые статьи – Задачи и принципы государственного регулирования рынка зерна. В действующем ЗРК «О зерне» таких статей нет. Одними из задач государственного регулирования рынка зерна являются:
– развитие организованной торговли зерном;
– оптимизация структуры зернового производства с учетом природно-климатических условий и рыночной конъюнктуры, совершенствование технологии производства, хранения и реализации зерна;
– предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества зерна.
Данные меры способствуют развитию современной и прозрачной электронной торговли зерном. Свидетельствует об этом и изменение в назначении государственного электронного реестра держателей зерновых токенов. Реестр согласно Законопроекту станет внебиржевой котировочной системой. Что это такое – пока комментариев никто не дает. Вероятнее всего, национальное правительство намерено осуществить планы по внедрению электронной зерновой торговой площадки в стране.
Несколько скорректированы функции, которые входят в компетенцию государственных органов. В компетенцию Минсельхоза согласно Законопроекту теперь будет входить и разработка и утверждение:
– правил организации и проведения обследования технического состояния зернохранилища;
– квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по оказанию складских услуг владельцам зерна с отгрузкой зерна на внешний рынок;
– требований к порядку экспертизы качества зерна и выдаче паспорта качества зерна.
Кроме того, лицензирование деятельности зернохранилищ с отгрузкой зерна на внешние рынки будет осуществлять МСХ. А лицензирование зернохранилищ без доступа к внешним рынкам, так называемых глубинных ХПП, станут проводить местные исполнительные органы. Четкие условия распределения хранилищ на те, что имеют выходы на внешние рынки, и те, что не имеют таковых, пока не определены.
***
Вопросов по новому Законопроекту очень много. Но введение цифровых зерновых токенов неизбежно. Цифровой учет важен и нужен для обеспечения прозрачности операций на зерновом рынке, повышения налоговой дисциплины его участников и полной прослеживаемости зерновых потоков. Коррективы по некоторым пунктам Законопроекта возможно предлагать через отраслевые общественные союзы и ассоциации, участие в круглых столах по обсуждению Законопроекта, письменные обращения к авторам и прочими методами.
Гани Ермек