До 90% стоимости сельхозпродукции оседает в карманах посредников – казахстанский эксперт

Проект закона «О личных подсобных хозяйствах» преследует две основные цели: обеспечение безопасности жизни и здоровья жителей села, а также повышение их доходов, передаёт Kazpravda.kz.

Иллюстративное фото: из открытых источников

По словам члена НСОД, академика, доктора экономичес­ких наук, советника министра сельского хозяйства Толеутая Рахимбекова, впервые идея законопроекта о ЛПХ появилась еще 18 лет назад. Тогда, в 2003 году, при разработке проекта Госпрограммы развития сельских территорий была проанализирована ситуация в 7 660 сельских населенных пунк­тах по 123 показателям.

Первый проект закона об ЛПХ был внесен в Парламент в 2005 году, но 2 года спустя Мажилис вернул его в Минсельхоз.

– Депутаты того созыва, на мой взгляд, неверно поняли, что якобы проект закона преследует цель сократить количество скота в собственности граждан, – считает Толеутай Рахимбеков.

Второй раз к законопроекту вернулись в 2017 году, но тогда он даже не успел покинуть стены Минсельхоза. Эксперт надеется, что третья попытка окажется успешной, ведь Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу 1 сентября 2021 года поручил Правительству в кратчайшие сроки разработать закон об ЛПХ.

Разработчики Госпрограммы развития АПК на 2017–2021 годы также анализировали ситуацию на селе и пришли к выводу, что главная проблема здесь – низкие доходы организованных аграриев. Как юридических лиц и кресть­янских хозяйств, так и тех, кто имеет единственный источник существования – личное подсобное хозяйство.

– ЛПХ – это третья большая группа производителей аграрной продукции после юридических лиц (АО, ТОО) и крестьянских хозяйств. Однако ЛПХ в качестве производителей товарной продукции законодательством страны не признается, что не совсем честно, – убежден Толеутай Рахимбеков. – Ведь когда подсчитывают валовые показатели сельского хозяйства, то к ним прибавляют и продукцию ЛПХ. А это половина всего аграрного вала страны, который оценивается сегодня в 6 триллионов тенге. Когда же речь идет о мерах господдержки, то говорят: «Не положено! ЛПХ – не товаропроизводитель». Такие двойные стандарты, к сожалению, до сих пор имеют место.

Между тем на селе проживает почти 8 млн граждан Казахстана, из которых половина относится к категории экономически активных. Из них, по оценкам эксперта, постоянную работу имеют только 500 тыс. человек. Это и те, кто заняты в агроформированиях, и те, кто трудится в социальной сфере (школах, поликлиниках, библиотеках, клубах). Остальные 3,5 млн трудоспособных сельчан постоянной работы не имеют.

– А вот по данным официальной статистики, на селе трудозанятых 1 миллион 200 тысяч человек, но я считаю, что разница в цифрах достигается за счет сезонной работы. Когда объезжаю некоторые села, вижу: 90% населения – безработные! ЛПХ для них единственный источник существования, – продолжает Толеутай Рахимбеков. – К сожалению, владельцы личных подсобных хозяйств вынуждены за половину, а то и треть цены продавать свою продукцию «серым» дилерам. Молоко – по 50 тенге за литр, помидоры – по 50 тенге за килограмм.

В то время как в городе, пройдя через руки многочисленных посредников, стоимость этого продовольствия увеличивается в разы. В результате до 90% стоимости продукции оседает в карманах посредников.

– Если государству удастся решить проблему повышения доходов сельчан, то решатся и многие социально-экономичес­кие проблемы Казахстана в целом, в том числе и горожан, конечно, – убежден Толеутай Рахимбеков.

К примеру, если появится возможность с помощью кооперации вовлечь личные подсобные хозяйства в товарное производство, продавать их продукцию по справедливым ценам, при этом придать гражданам, работающим в ЛПХ, статус занятых продуктивным надомным трудом, то одно сельское рабочее место поз­волит создать 6–7 рабочих мест в городе. Так появится способ решить проблему безработицы. Ведь люди уезжают из сел из-за очень низких доходов. Вот в чем основная проблема!

По данным членов НСОД, прак­тически во всех селах одни и те же беды: разбитые дороги, отсутствие питьевой воды, общественного транспорта, Интернета. К этому перечню добавился неконтролируемый рост цен.

Набившие оскомину вопросы 20 лет перекочевывают из одного программного документа в другой и не находят решения. Между тем они решатся, если поднять доходы населения.

– Мы любим хвастаться, что из сельчан вышли многие наши академики, народные артисты, министры, генералы. Но теперь я с осторожностью смотрю в будущее: сможет ли село из сегодняшних ребятишек воспитать выдающихся личностей? – приз­нается эксперт.

Ни для кого не секрет, что сельские дети, по сравнению с городскими, многим обделены. После школы, к примеру, нет у них ни кружков, ни спортивных секций. Все это дополнительное образование можно организовать на платной основе, если у родителей появятся достойные доходы. Для этого и нужно вовлекать ЛПХ в расширенное товарное производство.

– Главная цель законопроекта – обеспечение безопасности жизни и здоровья жителей сельских населенных пунктов, – отмечает Толеутай Рахимбеков. – Речь в первую очередь идет о санитарной гигиене сел. Ведь многие наши села превратились в территории для беспривязного содержания скота. Конечно, ни о каком запрете держать скот на селе в законопроекте речь не идет, но должны быть строгие правила его содержания в черте населенных пунктов, продиктованные санитарными, ветеринарными, зоотехническими нормами.

С другой стороны, высокая, сверхнормативная концентрация сельскохозяйственных животных ведет к нарушению экологии земель вокруг населенных пунк­тов, поскольку вытаптываются пастбища.

В проекте закона также предусмотрена кооперация ЛПХ. Семена, удобрения покупать сейчас аграриям очень дорого. Исправить ситуацию во многом помогут кооперативы.

Первая задача кооперативов – помочь ЛПХ продать произведенную ими продукцию по справедливым ценам. Вторая – поставки для ЛПХ необходимой для производства аграрной продукции товаров.

Третья функция кооперативов – организация услуг для ЛПХ, включая ветеринарию, заготовку кормов, мелиорацию, интернет-коммуникации, защиту растений и многое другое. Четвертая, не менее важная функция, – передача владельцам ЛПХ знаний о том, как правильно работать с новыми сортами, породами, технологиями.

Глубоко заблуждаются те, кто считает, что в ЛПХ нельзя применить новые инновационные технологии. На самом деле в мире много научных разработок именно для малых форм хозяйствования.

Пятая задача кооперативов – доведение государственной поддержки до ЛПХ. Опыт России, к примеру, показывает успешность создания кредитных ­кооперативов. Что касается субсидирования, то, как поясняет Толеутай Рахимбеков, нет необходимости напрямую субсидировать ЛПХ. Важно предусмотреть два вида субсидий для кооперативов: инвестиционное субсидирование стоимости оборудования, необходимого для производства, заготовки, хранения, первичной подработки сельхозпродукции, и субсидирование стоимости услуг кооперативов для ЛПХ.

В качестве примера эксперт приводит молокоприемный пункт стоимостью 5 млн тенге. Половину его стоимости могло бы покрыть государство за счет субсидий. Точно так же оно может помочь купить кооперативу мини-трактор, а к нему сенокосилку, пресс-подборщик, тележку, стогометатель.

Такой кооператив будет оказывать услуги всем ЛПХ. К примеру, в текущем году из-за засухи сено стоило на рынке 50–70 тыс. тенге за тонну, а вот реальная его себестоимость составила 6–8 тыс. тенге за тонну…

Из-за постоянно растущих цен на корма некоторые сельчане сейчас начали отказываться от содержания скота. Если же будут кооперативы, ситуация улучшится. Кооперация поможет решить и проблемы деградированных пастбищ вокруг сел. К примеру, можно построить за пределами населенных пунктов кооперативные откормочные или молочно-товарные фермы, на которых будут содержаться 200–400 коров, каждая из которых имеет своего хозяина – жителя села. На таких фермах вполне по силам применять современные технологии – машинное доение, искусственное осеменение, соблюдение рационов кормления.

– Субсидии на удешевление стои­мости услуг можно направить на оплату электроэнергии, необходимой, например, для молокоприемных пунктов и овоще­хранилищ. Из этих же денег можно было бы покрывать вторую часть стоимости оборудования кооперативов. То есть ЛПХ смогли бы вообще не платить ни тиына за его стоимость. По такому пути пошел в свое время Китай и добился впечатляющих успехов в сельском хозяйстве. Одним словом, нужно субсидировать не сами ЛПХ, а кооперативы, – подчеркивает эксперт. – А вот для ЛПХ нужно предусмотреть выдачу кредитов, но их надо давать не деньгами, а оборудованием, племенным скотом, качественными семенами.

Кооператив, в свою очередь, мог бы размещать в ЛПХ заказы на производство определенных видов продукции. Это позволит производить в ЛПХ товары, отвечающие необходимым стандартам. Так работают кооперативы во многих странах – в Израиле, Швеции, Японии, Германии. Эти высокотехнологичные государства обладают развитым сельским хозяйством не только за счет инноваций на селе, но и потому, что поддерживают свою сельскую кооперацию. Это мы можем сделать в своей стране и сами.

На поддержку сельского хозяйства государство выделяет в год 350 млрд тенге субсидий. Эти средства идут юридическим лицам и КХ, которые производят половину валовой аграрной продукции. А вторую половину производят ЛПХ, не получая и тиына субсидий. Даже если во всех 2 186 имеющихся сельских округах мы создадим 2 186 сельских кооперативов, все они вмес­те потребуют максимум 35 млрд тенге субсидий в год. Вот такая бухгалтерия…

– Это 10% от того, что государство сегодня выделяет сельскому хозяйству. Поэтому крупным предприятиям не надо бояться, будто все субсидии у них отберут и передадут ЛПХ, – уверен Толеутай Рахимбеков. – Проект закона об ЛПХ преследует цели скорее социальные, чем экономические.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы