CT AGRO: экономическая целесообразность гибкой уборки
Климатические и погодные катаклизмы в периоды вегетации и уборки различных полевых культур в последние годы все больше подталкивают казахстанских аграриев к поиску новых, более гибких технологических решений, позволяющих повысить эффективность возделывания сельхозкультур. По мнению специалистов CT AGRO, метод раздельной уборки не только поможет фермерам адаптироваться к новым условиям, но и станет экономически целесообразным.
При всех преимуществах прямого комбайнирования природные условия иногда подталкивают аграриев к раздельной технологии уборки. Этот метод позволяет начать уборочную кампанию на 5–7 дней раньше, что снижает вероятность ее приостановки вследствие начала затяжных дождей. Сдвиг сроков также дает возможность избежать чрезмерного осыпания по причине сильной ветровой нагрузки или полегания хлебов. Кроме того, предварительное скашивание полевых культур — действенный метод решения проблемы излишне засоренных полей. Подрезанные вместе с основной культурой сорняки быстро подвяливаются и теряют влагу. Они доставляют гораздо меньше проблем при обмолоте, сепарации и очистке зерна. Меньше вероятность забиваний и простоя зерноуборочного комбайна, ниже нагрузка на все узлы машины, следовательно, более экономичный расход топлива на каждую тонну убранного зерна. Преимущества есть также и по части работы без десикации или когда нужно подсушить зерно в валке.
Поскольку раздельная уборка предполагает одну дополнительную операцию — скашивание и валкование, возникает вопрос экономической целесообразности как в прямых, так и в косвенных расходах, например, касательно затрат на ремонт, обслуживание и амортизацию техники. Также каждая новая единица техники требует дополнительного сотрудника. Поэтому с экономической точки зрения стоит отдавать предпочтение более производительной машине — такой как самоходная косилка MacDon M155.
Производительность, как известно, это производная двух цифр: ширины захвата и рабочей скорости. Основная масса решений, представленных сегодня на рынке, — с оснащением жатками порядка 9 м, в свою очередь, самоходная косилка MacDon M155 в базовой комплектации идет с приставкой шириной 10,7 м (почти +20 %). Рабочая скорость лимитируется не мощностью двигателя, а совершенством ходовой части самоходной косилки, подвески жатки и системой демпфирования кабины. MacDon M155 может двигаться по полю со скоростью до 26 км/ч, причем при срезе на минимальной высоте. Кроме того, косилки MacDon M155 имеют раму с широко расположенными колесами и просвет под рамой 116 см, что позволяет быстро и безопасно косить высокие кустистые культуры, например рапс. Стоит отметить, что у многих самоходных косилок заявленная средняя рабочая скорость — около 12 км/ч. Следовательно, разница в сравнении с MacDon M155 составляет примерно 120 %.
Таким образом, если взять условно полную 12-часовую смену чистого времени без единого простоя, то MacDon M155 успеет накосить и свалковать почти с 334 га. Аналог самоходной косилки в тех же условиях на максимальной скорости (12 км/ч) обработает примерно 130 га. Разница в производительности составляет минимум 2,5 раза. Примерно в этих же пределах будет увеличиваться стоимость оплаты труда дополнительных механизаторов. В 2–2,5 раза вырастет и удельный расход топлива. Однако в самоходной косилке MacDon M155 с двигателем Cummins предусмотрена система промежуточной скорости двигателя (ISC), которая обеспечивает работу всех функций жатки на полной мощности при пониженной скорости двигателя, что значительно экономит топливо. Кроме того, благодаря системе Dual Direction машину можно перевести в транспортный режим всего за пару секунд и переехать на другое поле со скоростью до 37 км/ч. Для сравнения — обычные самоходные косилки имеют транспортную скорость до 24–26 км/ч. В условиях большой удаленности полей это весомое преимущество.
Говоря о раздельной уборке сельхозкультур и ее результативности, нельзя не упомянуть работу зерноуборочного комбайна, который идет по сформированному валку. Ключевым параметром, влияющим на его топливную эффективность, является уровень загрузки двигателя: чем он выше, тем меньше топлива потребуется на каждую тонну зерна в бункере. Так, например, если зерноуборочный комбайн CLAAS TRION 650 с подборщиком SWATH UP 450 при рабочей скорости 9 км/ч демонстрирует 60 % загрузки на валке, сформированном 9-метровой жаткой самоходной косилки, то на валке после MacDon M155 с 10,7 м загрузка двигателя будет порядка 80 %. Это уже совсем другая, гораздо более выгодная экономика по топливу. А если добавить сдваиватель валков MacDon, то можно уложить 2-3 валка в один, что также позволит значительно сэкономить время и топливо. Кроме того, с валками после MacDon M155 комбайны гораздо быстрее закончат уборку поля. Вместо условных 10 часов уборочные машины завершат работу за 8. Эти часы, сэкономленные на одном поле, в масштабах всего хозяйства превращаются в дни, которых так не хватает в ходе уборки.