Антимонопольный орган проверил рынок услуг операторов зерновозов
Установлено доминирующее положение «Астык Транс»
Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ рынков транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за 2022 год и январь-май 2023 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АЗРК.
«По результатам анализа рынков установлены их высокая концентрация и доминирующее положение АО «Астык Транс» на рынке транспортно-экспедиторских услуг оператора вагонами-зерновозами с долей в 2022 году – 53,0%, в 2023 году – 89,5%. На сегодняшний день общий парк вагонов-зерновозов данного акционерного общества составляет 10,5 тыс. единиц, из которых половина или 5,1 тыс. принадлежит одной компании. «Астык Транс» создано как совместное предприятие «Казтемиртранс» (дочерняя организация КТЖ) и АО «Русагротранс» с передачей вагонного парка КТЖ в количестве 3 тыс. единиц. В 2016 году 50% акций «Астык Транс», принадлежавших «Казтемиртранс», приватизированы», – указывается в сообщении.
В АЗРК подчеркнули, что в действиях «Астык Транс» выявлены факты навязывания транспортно- экспедиторских услуг, необоснованного отказа от заключения договоров, создания дискриминационных условий.
«Антимонопольное уведомление о прекращении указанных признаков нарушения было исполнено добровольно. Также выявлены барьеры, препятствующие развитию конкуренции – повышенная нагрузка на железнодорожно-транспортную инфраструктуру; нехватка маневровых и магистральных локомотивов, сниженная пропускная способность», – сообщили в агентстве.
По данным антимонопольного органа, монопольное состояние рынка грузовых железнодорожных перевозок и отсутствие доступа к нему частных перевозчиков снижают инвестиционную привлекательность не только основного рынка грузовых железнодорожных перевозок, но и смежных с ним товарных рынков (оперирование вагонами, экспедиторские услуги и пр.), обновление и расширение вагонного парка и локомотивов, что отражается на качестве и стоимости услуг.
По выявленным барьерам АЗРК и министерство транспорта примут Дорожные карты по развитию конкуренции на этих товарных рынках и направят государственным органам рекомендации для проведения дальнейшей работы.
«В части процесса приватизации также будут даны рекомендации по дроблению реализуемых активов для недопущения создания частных монополий», – пояснили в агентстве.