4 гусеницы спасут почву от уплотнения

Самый важный ресурс в АПК – это земля, а точнее, почва. От плодородия почвы напрямую зависит результат всех полевых работ агрария, качество и количество собираемого урожая.

Содержание гумуса в почве – это один из главных факторов плодородия: чем оно выше, тем почва плодороднее. Поэтому основной задачей агрономов всего мира остается повышение содержания органического вещества почвы (гумуса). Ведь именно образующиеся в почве гумусовые вещества активно участвуют в процессах почвообразования. Гумус склеивает почвенные частицы в агрегаты (комочки), способствуя созданию агрономически ценной структуры, обеспечивающей благоприятную для растений циркуляцию воды и воздуха. Но если размер пор и пустот в почве становится настолько мал, что это отражается на способности грунта пропускать воздух и воду, и препятствует формированию корневой системы, то недостаток кислорода отрицательно влияет на микроорганизмы и образование гумуса. Одновременно в корневую зону растений поступает меньше питательных веществ, что также негативно влияет на урожайность.

Таким образом, глобальная проблема уплотнения глубоких слоев почвы существенно влияет на производительность сельскохозяйственных площадей. Проблема актуальна во всем мире, тем более в Казахстане, где почва и так сильно подвержена эрозии из-за сильных и частых ветров. Поэтому так необходимо бережно относиться к самому медленно восполняемому ресурсу нашей земли. Ранее мы рассказывали об одном из перспективных направлений в решении проблемы уплотнения почвы: выделение на поле отдельной зоны для движения техники и зоны для роста растений (CTF – технология с постоянной колеей). Предлагаем рассмотреть еще один значительный фактор, позволяющий свести уплотнение почвы к минимуму.

Риск уплотнения почвы во многом зависит от технических характеристик техники, работающей в поле. Это и нагрузка на ось, количество шин, давление на почву в месте контакта с грунтом, количество проходов, необходимых для проведения всех полевых работ.

Высокая производительность сельскохозяйственных машин зачастую означает большой вес машины. С другой стороны, менее производительная техника требует большего количества проходов по полю, что также может привести к уплотнению почвы. Так как же выбрать технику, чтобы при высокой производительности не ухудшить состояние почвы, а наоборот – сохранить и даже преумножить урожайность поля?

Невозможно полностью избежать уплотнения почвы, но можно свести последствия прохождения по полю тяжелой техники до уплотнения только поверхностного слоя. Ведь нагрузка на ось, площадь контактной поверхности, давление на опорную поверхность могут быть отрегулированы. Важную роль играет выбор правильного размера и типа шин. Шины с повышенной гибкостью нижней части каркаса увеличат нагрузку на шину до 40%, но при этом давление на грунт останется аналогичным, как при обычной шине.

На практике доказано, что влияние на почву уменьшается с увеличением осей и колес, на которые распространяется вес машин. Например, замер пятна контакта на колесном тракторе серии John Deere 9R с двойными шинами IF710/70R показал, что площадь контакта составила всего 2,9935 кв. м, а давление – 88,9кПа. И это при весе с максимальным количеством балласта 24,7 тонн!

Продукт-специалисты ТОО «Евразия Групп Казахстан» рекомендуют использовать высокопроизводительную технику на гусеничном ходу, получившую мировое признание почвоведами. Такие тракторы имеют большее пятно контакта и оказывают низкое давление на почву. Независимые исследования показали, что переход на гусеничные тракторы позволяет нарастить потенциал урожайности земли на 6,8%. При этом гусеничные тракторы обеспечивают самую большую тяговую силу относительно аналогичных по мощности колесных машин в любых условиях работы. Для сравнения: трактор John Deere 9RT при полной снаряженной массе 24,5 тонны, оснащенный 2-мя гусеницами 76,2 см, имеет площадь контакта 4,49 кв. м, а давление всего 54 кПа.

Оснащенные 4-мя гусеницами шириной 76,2 см тракторы серии John Deere 9RX при полной массе снаряжения (кстати, этим тракторам практически не нужна балластировка!) имеют большее пятно контакта 5,57 кв. м и, соответственно, давление на грунт 50 кПА.

И конечно же, нельзя умолчать о новинке этого года в Казахстане, тракторе John Deere 8RX, ведь аналогов этой машины просто нет на рынке. Это не просто единственный в мире не шарнирно-сочлененный серийный трактор на четырех гусеницах. Благодаря особенностям оригинальной четырехгусеничной конструкции он обладает всеми преимуществами колесной и гусеничной техники одновременно. Его стандартная база, но не с 2-мя, а с 4-мя гусеницами, дает почти 4,6 кв. м площади сцепления с грунтом. Даже при полной загрузке балластом (до 24 тонн) статическое удельное давление на грунт сзади составляет всего 36 кПа. Повреждение почвы на разворотных полосах практически не наблюдается, хотя радиус разворота даже меньше, чем у колесных тракторов 8R – всего 5,4 кв. м. Таким образом прослеживается закономерность увеличения проходимости, сцепления с грунтом, тяги и при этом уменьшения давления на почву от колесных тракторов к гусеничным.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы