•  

    Рубрика: Новости |  Просмотры - 790

    Яблочный бизнес: Как реализовать передовой проект

    Болатбек Нажметдинулы о факторах успешного дела.

    Хоть родиной яблок по праву и называют Алматинскую область, но и Туркестанская достаточно активно развивается в этом направлении и всегда славилась своей благодатной землей и трудолюбием жителей. Местному предпринимателю удалось усовершенствовать бизнес-процессы и создать их бесперебойную работу. Об этапах становления яблочного бизнеса корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» побеседовал с основателем компании «DALA-FRUIT.KZ» Болатбеком Нажметдинулы.

    Фото: freeimages.com

    Фото: freeimages.com

    - Расскажите, с чего все начиналось, и как Вам удалось «закольцевать» все процессы в один механизм.

    - Идея разбить интенсивные сады пришла в начале 2000-х. Тогда, да, впрочем, и сейчас тоже, я занимался международной логистикой. Понимал, что надо вкладывать в сельское хозяйство. Поэтому начал проводить анализ для себя. Много ездил за границу, часто бывал в Европе, где и обратил внимание на то, как у них развивается сельское хозяйство. В Европе фермеры работают системно, без заминок и все производственные проблемы решают быстро, вместе с органами власти, а это одно из важных условий для того, чтобы государство было сильным экономически.

    Несколько лет я изучал эту отрасль и однажды предложил брату посадить маленький яблоневый сад, попробовать с нескольких гектаров. В это время началась реализация различных госпрограмм «Даму», ДКБ-2020, ГПФИИР по поддержке сельхозпроизводителей и субъектов МСБ, и я понял, что нельзя ими не воспользоваться. Сначала мы посадили 6 га яблоневых садов, на каждом гектаре по 2,5 тыс. саженцев. Сейчас площадь одного сада превышает 100 га. У нас пока два сада. Яблони сажаем каждый год, но еще не достигли намеченного плана. Думаю, что до 2021 года мы его выполним и выйдем на полную производственную мощность.

    - Вы упомянули, что во время посадки садов началась реализация различных государственных программ. Расскажите подробнее, как это сказалось на бизнесе, как помогло.

    - Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить программу «Дорожная карта бизнеса-2020», которая помогла на тот момент подвести инженерные коммуникации к яблоневым садам. Думаю, многие фермеры были рады, что вышла такая программа. Конечно, вначале не без шероховатостей, но со временем все меняется, все совершенствуется.

    Так вот, наряду с этой программой была введена новая мера государственной поддержки в виде инвестиционных субсидий, которая позволяла возмещать часть определенных инвестиционных затрат. Это дало нам возможность увеличить площадь садов, приобрести недостающую технику, автопоезда-рефрижераторы, построить современное фруктохранилище и поставить цех по производству сока прямого отжима и пюре. Помимо инвестиционных субсидий, государство предоставляет бизнесу субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам и лизингу. Чем мы также воспользовались.

    Вообще, каждый предприниматель понимает, что для ведения бизнеса важно знать и разбираться в действующих инструментах государственной поддержки, которые значительно снижают финансовую нагрузку на бизнес.

    Благодаря этому мы сегодня имеем комплекс, который включает в себя производство, хранение, сортировку, переработку и доставку до потребителя.

    - Вы считаете правильным, чтобы каждое хозяйство стремилось к замкнутому циклу производства, то есть когда есть все от производства до переработки?

    - Понимаете, это, конечно, очень индивидуально. Но даже при большом желании не все смогут заниматься и производством, и в то же время переработкой. Стремиться, конечно же, надок увеличению объемов продукции с добавленной стоимостью, но также надо учитывать специализацию. Если в соседнем районе фермер выращивает яблоки, персики, вишню хорошего качества, то их с удовольствием купит перерабатывающий цех. Поэтому фермер, у которого очень хорошо получается выращивать и который имеет постоянных клиентов, не всегда может и готов заняться переработкой. Это достаточно тонкая грань, которая при неправильном выборе может привести к определенным последствиям.

    - Помимо сада вы построили фруктохранилище, ввели цех по производству сока, у вас есть собственный автопарк рефрижераторов. Насколько яблочный бизнес легок или труден? Может после этого появиться еще больше желающих осваивать земли под плодовые культуры?

    - Для Казахстана это только плюс, если появятся новые фермеры, будут осваиваться земли, будут расти урожаи. Ведь на самом-то деле не должна отрасль расти по 2-3% в год, нужен больший рост, у нас ведь столько резервов, потенциала для развития.

    Если вернуться к яблоневому бизнесу, то сказать, что это тяжело – ничего не сказать. Это очень сложный бизнес, емкий. Требует большого внимания и затрат. Сад живет 365 дней в году и за ним нужен постоянный уход. Некоторые деревья не плодоносят и это, безусловно, убыток для нас. Наш сад еще не окупился, к тому же есть годовые затраты. Но из зоны дискомфорта мы вышли и постепенно выходим в плюс. Сад будет жить 25 лет, из них активно плодородных – 17. Поэтому мы стараемся расходную часть уменьшать, в том числе за счет того, чтобы где-то самим производить некоторые виды комплектующих, к примеру, затеняющую сетку, производство которой у нас уже имеется.

    В Казахстане отрицательное сальдо по выращиванию яблок, мы потребляем больше, чем сами выращиваем. К нам заходят и китайские, и польские, и другие яблоки. Я думаю, в ближайшие 5 лет у нас не будет перепроизводства. Сейчас мы стали замещать импортную продукцию не только в Казахстане, но и в России. Качество наших яблок намного лучше и по цене ниже. В нашем бизнесе необходимы два фактора: конкурентоспособность и казсодержание, и мы должны над этим работать. Шлифуем то, что имеем, и не останавливаемся.

    Если честно, то наша задача изначально была довести до автономности все и создать бесперебойную работу, ведь прежде чем поставить перерабатывающий завод, необходимо создать сырьевую базу. На сегодняшний день даже того объема, который мы имеем, недостаточно для того, чтобы наш завод заработал в полную мощность. В сезон 2019-2020 годов планируем переработать больше миллиона литров. Это для нас достижение. Надеемся, что продукция DALA-FRUIT попадет на рынок Китая и в арабские страны.

    Мощность завода по производству натурального сока прямого отжима составляет 2000 литров готовой продукции в час. Это достаточно молодое наше подразделение, которое только в конце 2018 года начало производить соки. Но у нас агрессивные планы, которые мы намерены выполнить. На экспорт соки пока еще не выходили. Получили сертификацию, готовимся к экспорту в этом году. У нас необычная упаковка. Мы должны были обратить внимание продавцов и покупателей. Эта упаковка дает жизнь соку сроком на один год. Она не пропускает воздух при открытии, позволяет сохранить сок после вскрытия клапана – не более месяца.

    Наша продукция постепенно забирает долю у концентрированных и восстановленных соков. Хотя справедливости ради надо сказать, что эти виды соков и сок, производимый DALA-FRUIT, некорректно сравнивать. Ведь наш сок 100% натуральный, в его состав входят только и только яблоки.

    - Есть ли секрет успеха у вашего предприятия?

    - Думаю, что секрет успеха заключается в человеческом капитале. Это наше трудолюбивое население. Конечно, немаловажным фактором является также уникальность края, идеальное месторасположение яблоневого сада. В Сайрамском районе, где мы выращиваем сады, фермеры трудятся с утра до ночи на своем хозяйстве, для того чтобы получать прибыль и поднимать производство. Благодаря трудолюбию населения у нас доходная часть выросла. Мы за 2018 год произвели продукции в 4 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Наш президент поставил задачу о необходимости увеличить производительность труда и экспорт в 2,5 раза, и мы за один год этот показатель перевыполнили. Экспорт, соответственно, увеличится по сравнению с прошлым годом, потому что сейчас все склады у нас заполнены яблоками.

    Мы хотим, чтобы таких хозяйств было больше, таким образом, увеличилась бы сырьевая база, а также доля продукции с добавленной стоимостью, население больше бы потребляло местной, а не «заморской» продукции. Но чтобы содержать сад, нужна земля, она должна быть подпитана инженерными сетями, нужно решать комплекс мероприятий с учетом возможностей государства через местные исполнительные органы. Мы прошли через все это. Здесь главное – большой труд и настойчивость.

    Опубликовано 05.02.2019

    Поделиться материалом

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    * Скопируйте этот код *

    * Вставьте этот код здесь *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

    • Курсы валют

      Курсы валют в Республике Казахстан
    • Архивы

    • Опрос

      Как вы относитесь к промышленному выращиванию генно-модифицированных культур?

      Показать результаты

      Loading ... Loading ...
    • Центр агрокомпетенций НПП РК «Атамекен»

    • Комментарии

    • Калькулятор валют

      Калькулятор валют НБК

    • Погода

      Костанай
      3°
      8°
      Чт
      8°
      Пт
      8°
      Сб
      14°
      Вс
      4°
      Пн
     
  •   Копирование материалов допускается исключительно с письменного разрешения редакции и при условии ссылки (если это печатные издания), гиперссылки (для интернет-изданий) на agroinfo.kz  
     
    Agronationale Яндекс.Метрика
     
     
      Распространяется на территории Республики Казахстан Размещение рекламы 8 (7142) 39-15-12, 54-39-39