Субсидии для фермеров – это не бездонная бочка
Минсельхоз Казахстана критически относится к безоглядному субсидированию отрасли. Деньги аграриям теперь будут выдаваться в основном на удешевление процентных ставок по банковским кредитам. К тому же, в приоритете МСХ окажутся проекты с высокой добавленной стоимостью, ориентированные на экспорт. Еще ведомство намерено помочь отечественным фермерам в их неравной борьбе с «некачественным и дешевым импортом», но платить бизнесу за каждый шаг производственной цепочки из государственной казны, оно не собирается, сообщается на сайте Matritca.kz.
Такой вывод можно сделать из состоявшейся недавно отчетной встречи вице-премьера правительства – министра сельского хозяйства РК Умирзака Шукеева с населением, на которую пришло много предпринимателей, занятых в сфере сельского хозяйства. Отметим, что субсидий в АПК достаточно и большинство самых эффективных из них пересмотрено не будет.
Например, в мясном животноводстве действует сильная субсидия, позволяющая малым фермерам с выгодой для себя выращивать молодняк и продавать подросших бычков на крупные откормочные площадки. За поддержание такой взаимосвязи с промышленными «откормочниками», государство выдает фермерам субсидию в размере 200 тенге за килограмм живого веса проданного бычка. То есть, помимо денег за продажу одной головы крупного рогатого скота от откорм-площадки, фермер получает сверху прибавку из госбюджета, становясь заинтересованным, чтобы его молодняк весил как можно больше.
Или в сегменте закупа сельхозтехники действует 25% субсидия от государства. Если аграрий обновляет и развивает парк своих сельскохозяйственных машин, то Минсельхоз как заинтересованная сторона стимулирует этот процесс, выдавая фермерскому хозяйству 25% от стоимости приобретенной единицы оборудования. При этом, чтобы подхлестнуть казахстанских фермеров еще больше вкладываться в материально-техническую базу, исключен акцент на происхождении сельхозмашин. А все потому, что в Казахстане они пока фактически не производятся. Поэтому можно закупить качественное импортное оборудование и все равно получить субсидию в 25% от его стоимости.
Техника, которой нет
Тем не менее, эта модель вызывает нарекания у некоторых представителей местных ассоциаций. Так, на встрече с главой Минсельхоза, руководитель Ассоциации производителей сельхозтехники, оборудования и запчастей для отраслей АПК Есиркеп Абдрахманов обратился к Умирзаку Шукееву с предложением субсидировать закуп только отечественной продукции машиностроения для нужд аграрного сектора.
«Уже не раз говорилось, что 80% нашей сельхозтехники изношено, она старая, постоянно ломается, тратятся огромные средства на ее ремонт, а фермерам нужно покупать новую. Отечественные машиностроители готовы обеспечить техникой наших фермеров, но у наших аграриев нет возможности ее покупать. Например, в прошлом году казахстанские производители сделали продукции на 20 млрд. тенге, а по импорту фермеры завезли в Казахстантехники на 100 млрд. тенге. Сейчас Минсельхоз создает равные условия отечественным и зарубежным производителям, выделяя фермерам субсидию в 25% на приобретение наших или зарубежных аналогов. Но поскольку казахстанская техника по сравнению с импортной в 1,5-2 раза дешевле,получается, что импорт будет поддерживаться в 1,5-2 раза больше», – заявил Есиркеп Абдрахманов.
Он привел в пример ставшую успешной в последнее время отрасль сельского хозяйства в России. Там иностранная сельхозтехника не субсидируется вовсе, а «своя» субсидируется до 30%. Притом, что при закупке металла российские предприятия получают скидку до 30%, у нас же в Казахстане по словам Абдрахманова компания «Арселор Миттал» продает на внутреннем рынке металл дороже, чем он уходит за границу.
«Поэтому в России создали свое собственное машиностроение, и оно хорошо развивается. В минувшем году к нам на форум машиностроителей приехал руководитель «Ростсельмаша» Константин Бабкин и когда его спросили: «А почему вы не открываете в Казахстане свои филиалы или не строите свой завод?», он ответил: «Зачем мне у вас открывать филиалы и строить завод, когда мне гораздо выгоднее у себя в Ростове-на-Дону выпускать свои машины, привозить сюда в Казахстан и здесь продавать». Поэтому и нам, казахстанским производителям необходимо создать такие условия, как и в РФ, и тогда мы обеспечим страну дешевой техникой», – заверил Абдрахманов.
Однако вице-премьер правительства – глава МСХ Умирзак Шукеев весьма скептически отнесся к словам представителя отраслевой ассоциации производителей сельхозтехники.
И все дело в том, что в Казахстане практически не производится никакой сельскохозяйственной техники, которую можно было бы продвигать в качестве отечественного бренда или лоббировать интересы ее авторов и создателей – местных машиностроителей.
«Да, 80% техники, действительно, изношено, «возраст» – более 15-17 лет. И чтобы повысить производительность нужно резко обновлять парк техники. Хотя бы на уровне 6% в год – этого бы нам достичь. Сейчас же обновление составляет всего 1,5% ежегодно. В лучшей перспективе – 10-12%, к этому показателю следует стремиться. Однако, что касается отечественных заводов, то их считанное количество. Более того, мы знаем, что это за заводы. Пустые цеха, куда привозят узлами комбайны, там же все прикручивают и говорят, что это – отечественное производство и, мол, давайте это субсидировать. Но это обман самих себя – мы себя обманываем, говоря, что у нас есть отечественное сельхозмашиностроение. Да, имеются отдельные заводы – маленькие, которые выпускают посевное оборудование, посевные комплексы – их действительно нужно поддерживать, а зачем нам поддерживать импорт уже готовых агрегатов, которые просто прикручивают друг к другу и выдают за местное производство. Кто-то нашел своего друга в «Ростсельмаше», привез сюда оборудование, прикручивает и говорит, что занимается отечественным производством, а мы должны обильно субсидировать эту технику. Я считаю, что так нельзя делать, мы же должны отдавать себе отчет, на что мы тратим государственные деньги», – ответил Умирзак Шукеев.
Вице-премьер также не согласился с тем, что государство должно диктовать фермеру – какую сельхозтехнику, какого качества, по какой цене и из какой страны покупать.
«Мы не должны за сельхозтоваропроизводителя выбор делать, ему диктовать. Вот ты купи эту технику – нашу или стран СНГ, или из дальнего зарубежья, а мы тебе больше субсидий предоставим. Нельзя так делать. Фермер сам в состоянии выбрать, в зависимости от своего финансового положения. Если он хочет подешевле, возьмет российскую технику, если он считает, что лучше взять немецкий «Claas», который восемь «Енисеев» заменяет, то соберется и возьмет «Claas» или американский John Deere», – констатировал Шукеев.
За свою рекламу заплатит сам бизнес
В свою очередь, гендиректор предприятия KazBrand, специализирующегося на производстве продуктов быстрого питания – Алмаз Зарипов, сделал главе Минсельхоза другое предложение по субсидированию. Он убежден, что все отечественные товаропроизводители на сегодняшний день испытывают очень серьезные проблемы с реализацией своей продукции.
«То есть, произвести мы умеем, даже делаем хорошую, качественную отечественную продукцию. Бесспорно, даже лучше, чем импортные аналоги, которые заполнили прилавки наших магазинов. Но мы бы хотели все-таки чтобы министерство сельского хозяйства было инициатором программы по субсидированию рекламных направлений в части продвижения продукции отечественных товаропроизводителей, таких как наша компания и наших коллег. В связи с этим у нас предложение – рассмотреть вопрос субсидирования рекламного бюджета. А также – выдавать через кредитные учреждения отдельные займы на проведение рекламных кампаний. Возможно, разработать паспорт рекламной программы с определением эфирного времени и рекламной площади в СМИ», – запросил Алмаз Зарипов.
Но государство по понятным причинам не может пойти на то, чтобы финансировать частных предпринимателей, особенно по предмету выстраивания ими рекламной кампании и продвижения собственного бренда и товара для сбыта внутри Казахстана или за его пределами.
Маркетинг, реклама, развитие своего бренда, поиски возможностей для продажи своего товара или сбыта его на экспорт – это целиком и полностью прерогатива частного бизнеса. Государство не может, да и не должно влезать в эту сугубо предпринимательскую сферу. Оно лишь может создать общие условия, поставить общие рамки, внутри которых бизнес должен жить и развиваться, но никак не соглашаться на финансирование буквально каждого шага предпринимателей. Иначе, это уже будет не частный, а государственный бизнес.
Ответственный секретарь Минсельхоза Асылжан Мамытбеков заметил по этому поводу, что вопросы сбыта, конечно, встают у наших предпринимателей во главе угла. Но в то же время – это затраты самого предприятия.
«Другое дело, что государство должно взять на себя бремя того, чтобы защитить свой внутренний рынок от контрафактной и некачественной продукции, чтобы выровнять конкурентное поле. Например, сейчас наш производитель сливочного масла, который использует для производства одного килограмма масла 21 литр молока и его себестоимость составляет не меньше 2 тыс. тенге, не может конкурировать с тем спредом с добавками растительного масла, себестоимость которого находится в районе 1 тысячи тенге. И в этих условиях как продвигать свою продукцию, как продавать свой товар? Вот здесь государство должно вмешаться. Должно быть усиление технического контроля, соблюдение технического регламента, усиление ответственности за их нарушения. Сейчас это вотчина – комитета технического регулирования и метрологии министерства по инвестициям и развитию. Но есть и второй фактор – это продвижение экспорта, то есть открытие границ: то, чем сейчас Минсельхоз и занимается. Недавно было подписано соглашение с Китаем по экспорту говядины, с Ираном тоже было недавно достигнуто соответствующее соглашение. Но кроме межправительственных соглашений, имеется еще и продвижение на внешних рынках путем проведения выставок и других мероприятий, которыми занимаются институты развития, такие как «Казахинвест» и«Казахэкспорт». Вот эти мероприятия государство должно на себя брать. Но остальное – продвигать свой бренд, рекламировать его – это должно быть на уровне микроэкономики. Это уже частное дело самого бизнеса», – объяснил Асылжан Мамытбеков.
Функции в один кулак
Кстати, производители масложировой продукции считают для себя главным не помощь государства субсидиями, а его борьбу с фальсифицированными товарами, занимающими сегодня до 10-15% отечественного рынка.
«Ведь это и здоровье нации, и сокращение «серой зоны» и поступление налогов в бюджет.
Ведь если эти 15% фальсификата убрать с рынка, то доходы казахстанских компаний мигом вырастут», – сказал представитель карагандинских «масложировиков» Зейнулла Рахимов.
Вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева в ответ пояснила, что статистика, которая существует в последние годы, показывает, что 75% всех фальсификаций и нарушений на рынке – это удел импортной продукции.
«Наших производителей мы проверяем «от фермы до стола», а где речь идет об импортном товаре, мы не можем прийти и посмотреть, как на самом поле, на ферме происходит выращивание, производство и переработка продукции. Поэтому здесь зачастую происходит больше экономическая фальсификация, когда ее авторы могут демпинговать по стоимости продукции, заливая в тушку курицы фосфаты, а по сути – это просто разведенная вода и таким образом создается неправильная ложная конкуренция. Поэтому мы сейчас в Минсельхозе и добиваемся объединения всех проверочных функций по продуктам питания в одном уполномоченном органе, чтобы у нас не было дублирования, никаких перекрестных функций», – рассказала Гульмира Исаева.
Сам Умирзак Шукеев более детально разъяснил, в чем тут суть вопроса. По его словам, Казахстан слишком увлекся либерализмом на своих границах.
«Мы открыли все границы, но в это время недостаточно эффективно защищаем свой внутренний рынок. Даже находясь в Евразийском экономическом союзе, мы можем применять тарифные меры защиты и технические регламенты. К сожалению, последние годы эта работа была упущена. Теперь у нас занимаются этим три органа – комитет технического регулирования и метрологии министерства по инвестициям и развитию, комитет охраны общественного здоровья в Минздраве, и мы в Минсельхозе. Причем, все это разорвано – комитет техрегулирования разрабатывает стандарты. Минсельхоз контролирует «от фермы до магазина». В магазине уже контролирует Минздрав. Тогда как в самых эффективных странах мира – все это собрано в один кулак. И одно ведомство отвечает за все эти функции. Поэтому мы поставили вопрос внутри нашего правительства, чтобы собрать их воедино – по крайней мере, чтобы по пищевой продукции все было сосредоточено в Минсельхозе. Но некоторые другие министерства нас не поддержали. Теперь мы меняем тактику. Тогда мы вместе с потребителями, с их ассоциациями, будем подталкивать эти комитеты работать более эффективно. Где-то месяц назад мы такую установку дали, но пока результатов особо нет. Но если результата не будет, мы обратно должны поставить вопрос об объединении всех этих структур», – подчеркнул Шукеев.
По словам вице-премьера, уже на текущей неделе должно пройти совещание у премьер-министра по этому злободневному вопросу. Будут выслушаны все стороны и поставлена «точка». При этом, глава Минсельхоза надеется и на то, что и сам бизнес, и общественные объединения по защите прав потребителей активизируют свою работу, начнут более активно выявлять и разоблачать факты нахождения фальсифицированной продукции на казахстанском рынке.