Создание сельхозтехники как образ жизни

ЗинуллаВсе давно уже привыкли к существованию сельхоз­техники, сельхозоборудования, и без многих из них уже не обойдется в своем хозяйстве ни один аграрий. Но о том, кто и как конструирует, проектирует те или иные виды косилок, жаток и тракторов, мало кто задумыва­ется. Корреспондент «АгроИнфо» знакомит читателей с одним из казахстанских профессионалов своего дела, с конструктором-изобретателем Зинуллой Габдрахимо­вичем Габдуллиным (на снимке).

– Расскажите о старте Вашей профессиональной деятельности?

– В 1967 году я окончил техни­кум, затем была армия. В 1975 году окончил ЗКСХИ как ин­женер-механик и был направ­лен в ЦелинНИИМЭСХ в горо­де Костанае – конструктором. Откуда и началась моя про­фессиональная деятельность.

– С чего Вы начинали? Ваша первая разработка?

– Я по призванию и по профес­сии конструктор и изо­бретатель, общий стаж более 40 лет. Обладаю патентом №1 по РК, ев­разийскими патентами. Основной темой слу­жила разработка СХМ для будущих тракторов «Кировец» с мощно­стью до 1000 л.с. Затем переехал в Уральск и продолжил поиски в области механизации животноводства. Так, с  1989 года деятельность прохо­дила во вновь организованном НПК «Акжайык». Разрабатывал различные варианты косилок, увеличивая ширину захвата до 14 метров. В начале 90-х пере­вели гусеничный трактор ДТ на колесный ход, с целью повы­сить универсальность, а вари­ант с навесной жаткой ЖВН-6 был хорошим подспорьем для целинных областей, внедря­ли ее в совхозе «Ильинский» Целиноградской области. В годы распада СССР продол­жал работы по совершен­ствованию косилок, первые образцы в 1995 году показали премьер-министру, а 1998 году на выставке демонстрировали и Президенту.

– Расскажите, что можно отнести в копилку Ваших главных разработок?

– Здесь было бы уместно по­хвалить колесный трактор ДТ с жаткой, как большую по­мощь при уборочной стра­де. Используют их на укладке валков, на которую отвлекает­ся большая часть комбайнов. К примеру, в «Ильинском» совхо­зе оказалось очень много гусе­ничных тракторов Т-4, проста­ивающих от посева до пахоты, и тут мы переоборудовали его на колесный ход.

Именно костанайским агра­риям я бы хотел посоветовать использовать колесные вари­анты ДТ или Т-4 с жаткой на свал. В идите, к акая п огода в этом году? В хорошую погоду комбайны не успевают обмолачивать частично оттого, что часть из них работает на свал. В 1976 году я работал на уборке в Урицком районе, 19 октября разъехались, оставив под снегом четверть урожая. Есть для полей Костанайской области вариант стационарного обмолота, когда обрулонивается необмолоченный валок, а после уборки разматывается и уже на месте обмолачивается. Я проводил эксперименты по такой схеме, все получилось.

Парусный ветродвигатель
Парусный ветродвигатель

Еще хотелось бы отметить будущее парусного ветродвигателя, специально разработанного для села. Основным преимуществом является его работоспособность при скорости ветра 2 м/с и на высоте до 10 метров. Это большое превосходство, обеспечивающее повседневное применение для водопоя скота. Сейчас изучается рабочий процесс, совершенствуется конструкция и проектируются различные варианты мощностного ряда.

Большим по объему и числу машин является создание системы машин по заготовке сена и фуражного зерна. В силу сложившихся обстоятельств основным источником жизнеобеспечения на селе в засушливых регионах стало животноводство. Организованные в виде мелких хозяйств и личного подворья, в которых содержится до 85% всего поголовья, требуют технологию с меньшими затратами средств и рабочей силы. Если заготовка сена основана на традиционной технологии, то выращивание фуражного зерна потребовало внедрение стационарного обмолота. Когда мелкие хозяйства могут совместно приобрести зерновой комбайн на 10-15 дворов.

Сейчас разрабатываем рулоновозы емкостью до 60 рулонов, что немаловажно для увеличения производительности транспортных работ.

– Чем занимаетесь сейчас и что планируете в будущем?

– Я сохранил НПК «Акжайык», организованный в 1989 году, как работающий над созданием сельхозмашин. Вместе со своей командой испытываю созданные косилки, грабли, КУНы, рулоновозы – разработанные как система машин по сеноуборочным работам и фуражного зерна.

Кроме того, передаю свой научный и конструкторский опыт детям из NIS (Назарбаевская Интеллектуальная школа). Всячески поддерживаем программу инновационного развития.

Екатерина Попова

 

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы