Создание сельхозтехники как образ жизни
Все давно уже привыкли к существованию сельхозтехники, сельхозоборудования, и без многих из них уже не обойдется в своем хозяйстве ни один аграрий. Но о том, кто и как конструирует, проектирует те или иные виды косилок, жаток и тракторов, мало кто задумывается. Корреспондент «АгроИнфо» знакомит читателей с одним из казахстанских профессионалов своего дела, с конструктором-изобретателем Зинуллой Габдрахимовичем Габдуллиным (на снимке).
– Расскажите о старте Вашей профессиональной деятельности?
– В 1967 году я окончил техникум, затем была армия. В 1975 году окончил ЗКСХИ как инженер-механик и был направлен в ЦелинНИИМЭСХ в городе Костанае – конструктором. Откуда и началась моя профессиональная деятельность.
– С чего Вы начинали? Ваша первая разработка?
– Я по призванию и по профессии конструктор и изобретатель, общий стаж более 40 лет. Обладаю патентом №1 по РК, евразийскими патентами. Основной темой служила разработка СХМ для будущих тракторов «Кировец» с мощностью до 1000 л.с. Затем переехал в Уральск и продолжил поиски в области механизации животноводства. Так, с 1989 года деятельность проходила во вновь организованном НПК «Акжайык». Разрабатывал различные варианты косилок, увеличивая ширину захвата до 14 метров. В начале 90-х перевели гусеничный трактор ДТ на колесный ход, с целью повысить универсальность, а вариант с навесной жаткой ЖВН-6 был хорошим подспорьем для целинных областей, внедряли ее в совхозе «Ильинский» Целиноградской области. В годы распада СССР продолжал работы по совершенствованию косилок, первые образцы в 1995 году показали премьер-министру, а 1998 году на выставке демонстрировали и Президенту.
– Расскажите, что можно отнести в копилку Ваших главных разработок?
– Здесь было бы уместно похвалить колесный трактор ДТ с жаткой, как большую помощь при уборочной страде. Используют их на укладке валков, на которую отвлекается большая часть комбайнов. К примеру, в «Ильинском» совхозе оказалось очень много гусеничных тракторов Т-4, простаивающих от посева до пахоты, и тут мы переоборудовали его на колесный ход.
Именно костанайским аграриям я бы хотел посоветовать использовать колесные варианты ДТ или Т-4 с жаткой на свал. В идите, к акая п огода в этом году? В хорошую погоду комбайны не успевают обмолачивать частично оттого, что часть из них работает на свал. В 1976 году я работал на уборке в Урицком районе, 19 октября разъехались, оставив под снегом четверть урожая. Есть для полей Костанайской области вариант стационарного обмолота, когда обрулонивается необмолоченный валок, а после уборки разматывается и уже на месте обмолачивается. Я проводил эксперименты по такой схеме, все получилось.
Еще хотелось бы отметить будущее парусного ветродвигателя, специально разработанного для села. Основным преимуществом является его работоспособность при скорости ветра 2 м/с и на высоте до 10 метров. Это большое превосходство, обеспечивающее повседневное применение для водопоя скота. Сейчас изучается рабочий процесс, совершенствуется конструкция и проектируются различные варианты мощностного ряда.
Большим по объему и числу машин является создание системы машин по заготовке сена и фуражного зерна. В силу сложившихся обстоятельств основным источником жизнеобеспечения на селе в засушливых регионах стало животноводство. Организованные в виде мелких хозяйств и личного подворья, в которых содержится до 85% всего поголовья, требуют технологию с меньшими затратами средств и рабочей силы. Если заготовка сена основана на традиционной технологии, то выращивание фуражного зерна потребовало внедрение стационарного обмолота. Когда мелкие хозяйства могут совместно приобрести зерновой комбайн на 10-15 дворов.
Сейчас разрабатываем рулоновозы емкостью до 60 рулонов, что немаловажно для увеличения производительности транспортных работ.
– Чем занимаетесь сейчас и что планируете в будущем?
– Я сохранил НПК «Акжайык», организованный в 1989 году, как работающий над созданием сельхозмашин. Вместе со своей командой испытываю созданные косилки, грабли, КУНы, рулоновозы – разработанные как система машин по сеноуборочным работам и фуражного зерна.
Кроме того, передаю свой научный и конструкторский опыт детям из NIS (Назарбаевская Интеллектуальная школа). Всячески поддерживаем программу инновационного развития.
Екатерина Попова