Регистрация товарного знака

Статья от 12.10.2015 г.

Такие способы, как подделка товара, упаковки, фирменного наименования, всегда присутствуют на рынке.

DSC_0016 - копияКак защитить себя и обезопасить свой бизнес, как зарегистрировать свой товарный знак, об этом корреспондент «АгроИнфо» побеседовала с директором ТОО Межгосударственный центр торго­во-экономического сотрудничества и сертификации «КАЗРОССЕРТ» – Галиной Слободянюк.

– Галина Анатольевна, рас­скажите, над чем следует за­думаться и с чего начинать, прежде чем выходить с про­дуктом/товаром на рынок.

– Начинать нужно с регистра­ции товарного знака, фирменно­го наименования, которые будут размещаться на упаковке вашего товара. Правовая охрана товар­ных знаков может быть предо­ставлена любым юридическим или физическим лицам, осущест­вляющим предпринимательскую деятельность только на основа­нии регистрации. Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации товарного зна­ка, его приоритет, исключитель­ное право владельца. Поскольку процедура регистрации товарно­го знака далеко не быстрая, со­гласно Закону Республики Казах­стан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 года № 456, она длится больше одного года, то к этому вопросу нужно подходить в первую очередь.

В качестве товарного знака мо­гут быть зарегистрированы: изо­бразительные; словесные; бук венные; цифровые; объемные и иные обозначения или их ком­бинации, позволяющие разли­чать товары и услуги одних лиц от однородных товаров или ус­луг других лиц. Компания, пред­приятие самостоятельно реша­ют, как им себя и свой товар/ус­лугу позиционировать на рынке под фирменным наименовани­ем, под графическим изображе­нием или под их комбинацией.

– С чего обычно начинают предприниматели? Как они подходят к этому вопросу и ка­кие ошибки чаще совершают?

– Предприниматели обычно ста­вят производственные линии, на­лаживают производство, получа­ют необходимую сертификацию на продукцию и так далее. Вопрос развития бренда и его правовой охраны – обычно это вторичные вопросы. Владелец бизнеса идет в полиграфическую или рекламную организацию и просит разрабо­тать логотип (этикетку), при этом он озвучивает, что конкретно он хотел бы видеть на этикетке сво­его товара. Заказ обрабатывается и зачастую копируется с других брендов, которыми пестрит Ин­тернет. Все ярко, красиво. Дальше владелец бизнеса согласовывает с органами стандартизации тре­бования по размещению инфор­мации на государственном и рус­ском языках на упаковке (состав товара, продукта, вес, сроки хра­нения и другое).

Бизнесмен начинает вкладывать деньги в раскрутку товара, тратит бюджет на производство упаков­ки в фирменном стиле, рекламу и продвижение, и тут начинается са­мое интересное. К предпринима­телю поступает письмо о том, что такой знак уже есть на рынке и он зарегистрирован, ему выставля­ются сроки (к примеру, 10 дней) в течение которых он должен сме­нить наименование, удалить весь товар с рынка и убрать рекламу. При этом собственник показыва­ет официальное свидетельство на товарный знак, выданное органа­ми юстиции Республики Казахстан.

Кого в данной ситуации винить?! Себя! За незнание законодатель­ства. Регистрация торговой мар­ки (товарного знака) – дело добро­вольное, но тот, кто зарегистриру­ет раньше, тот и прав, приоритет дается по дате подачи заявки. Ре­кламные и полиграфические ком­пании, которые изготавливали (рисовали) эту эмблему, разводят руками и зачастую им вообще не­известно, что есть законы, регули­рующие данные отношения. Они просто откорректировали или дорисовали в графических програм­мах товарный знак, который взяли из Интернета. Конечно, если рабо­та действительно авторская, – к ней не будет никогда претензий, но при этом важно знать закон о товарных знаках, так как данный закон регла­ментирует причины, по которым могут отказать в регистрации то­варного знака, и их не мало.

– Есть ли какие-то жесткие ограничения, которые могут послужить отказом в реги­страции товарного знака?

– Торговая марка, эмблема, ло­готип, бренд – это все экономи­ческие категории, в правовом аспекте они регулируются За­коном Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В за­коне есть статьи, в которых перечисляются основания для от­каза в регистрации. Я перечислю лишь несколько, наиболее часто встречающихся на практике. Не регистрируются в качестве то­варных знаков обозначения:

1) воспроизводящие госу­дарственные гербы, флаги и эмблемы. Здесь у наших пред­принимателей просто больное место, многие товаропроизводи­тели в своем товарном знаке ото­бражают государственный флаг и его элементы (солнце, парящий орел, герб Республики Казахстан);

2) являющиеся общеприня­тыми символами и термина­ми. Это касается таких слов, как «отан», «дастархан», «шанырак», «достык» и других. Также не под­лежат регистрации имена героев и названия национальных эпосов; 3) имеющие прямую описа­тельную и (или) ассоциативную связь с товарами или услугами, для обозначения которых они используются. Так, например, нельзя зарегистрировать за со­бой название продуктов, которые Вы продаете: «Бидай», «Нан» и т. д.;

4) если данная торговая мар­ка, фирменное наименование уже зарегистрированы дру­гим правообладателем и име­ют правовую охрану в Республи­ке Казахстан.

 – Регистрация товарного зна­ка – процедура бесплатная или платная? Оплата за регистра­цию производится один раз или за каждый год отдельно?

– Регистрация товарного знака – это платная процедура. Вся опла­та производится до выдачи охран­ного документа, сюда входят госу­дарственные пошлины, совсем недавно они увеличились и на се­годняшний день они составляют около 85 000 тенге. При этом если владелец бизнеса не может само­стоятельно сформировать заявку в уполномоченный орган, он прибе­гает к помощи юристов, патентных поверенных, их услуги составляют от 30 000 до 100 000 тенге по Ка­захстану.

Соответственно, работы под ключ по регистрации торговой марки составляют по Казахстану в среднем 115000-180000 тенге.

– Как узнать, рассматривая продукт/товар, что товар­ный знак зарегистрирован?

– Владелец свидетельства на товарный знак может произво­дить рядом со знаком предупре­дительную маркировку в виде латинской буквы R либо словес­ных обозначений «тауар танба­сы», «товарный знак» или «заре­гистрированный товарный знак», указывающую на то, что исполь­зуемое обозначение является за­регистрированным в Республике Казахстан товарным знаком.

Есть еще отдельная процедура, которая называется предваритель­ный поиск. Он осуществляется по государственному реестру товар­ных знаков. Продолжительность процедуры – до 1 месяца. Проце­дура позволяет выявить аналогич­ные товарные знаки, сходные до степени смешения. Таким образом, владелец бизнеса, проводя поиск, выявляет сходные обозначения и вносит коррекцию в свой товар­ный знак для того, чтобы пройти регистрацию и не получить отказ.

– Галина Анатольевна, бла­годарю за такую подробную консультацию. Ваша органи­зация может оказать содей­ствие в составлении доку­ментов, необходимых для ре­гистрации товарного знака?

– Да, конечно. Наша организа­ция оказывает бесплатные услуги по консультированию. Любой биз­несмен может получить юридиче­скую помощь, позвонив к нам по те­лефону 8 (7142) 53-15-90, или полу­чить консультацию лично от меня по скайпу kazrossert.kz, также биз­несмены могут задавать вопро­сы по нашей электронной почте: kazrossert@inbox.ru.

Жанна Батабаева

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы