Почему в школах надо ввести уроки фермерства

Опыт Мексики доказывает, что плохие оценки у детей можно исправить правильным питанием со школьного огорода.

 

В школе имени генерала Ласаро Карденаса в Ахальпане, в самом сердце мексиканской провинции Пуэбла, в школе проводится агроэксперимент: все 96 учеников, которым иногда помогают родители, выращивают фрукты и овощи на пришкольном участке. Подробнее об этом рассказывает портал Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций.

Приподнятые грядки в школе были устроены Министерством сельского хозяйства страны с использованием методики ФАО после того, как исследование местной НПО «Суркос» выявило высокие показатели неполноценного питания в общине Нахуатль в городе Ахальпан. Оказалось, что у 87 процентов местных молодых людей есть проблемы со здоровьем, связанные с плохим питанием, что является результатом тех экономических трудностей, с которыми сталкиваются семьи с детьми школьного возраста.

Пришкольные садово-огородные участки становятся основой культуры здорового питания, которая распространяется и на жизнь детей в семье. ©ФАО/Фернандо Рейес Пантоха
Пришкольные садово-огородные участки становятся основой культуры здорового питания, которая распространяется и на жизнь детей в семье. ©ФАО/Фернандо Рейес Пантоха

Десятилетний мальчик Элвис Кортес Эрнандес рассказывает о пришкольном садово-огородном участке, который является одним из элементов прогрессивной продовольственной политики этой школы. «Мне нравится есть в школьной столовой: там дают морковь, брокколи и разные фрукты», – говорит он, откусывая от сочного манго.

Пришкольный участок, где сейчас выращивают 13 разных видов овощей, и на котором также есть курятник, не просто помогает укрепить здоровье учащихся. С тех пор, как в этой школе решили активно заняться улучшением питания детей, их оценки также пошли вверх. «Совершенно определенно можно сказать, что плохие оценки у детей связаны с нездоровым питанием, – говорит директор школы Хосе Сирило Крус Перальта. – Мы воспользовались моментом, чтобы, попробовав увязать эти вещи, добиться положительных результатов».

Стебли кориандра и морковную ботву колеблет ветерок на склоне холма. В таком «зеленом классе» идет урок: ребята сидят на побеленных бортиках овощных грядок. «Учитель Сирило» – так здесь называют директора школы – использует пришкольный участок не только для того, чтобы научить детей заботиться о своем здоровье и об окружающей среде.

Дети выращивают на пришкольном участке много разных овощей, в том числе брокколи. ©ФАО/Фернандо Рейес Пантоха
Дети выращивают на пришкольном участке много разных овощей, в том числе брокколи. ©ФАО/Фернандо Рейес Пантоха

Двое учителей, Хуан Артуро Кордоба и Матильда Крус, говорят, что используют школьный огород, чтобы научить детей умножению и делению: измеряя линейкой длину и ширину грядок, дети учатся находить их периметр и площадь. Куры, которые приносят для столовой от 15 до 18 яиц ежедневно, являются также наглядным учебным материалом для уроков биологии.

В будние дни школьники получают в столовой завтраки и обеды, а увлечение детей работой на пришкольном участке затронуло и их домашнюю жизнь. Некоторые родители по примеру школы обустроили около дома собственные садовые участки.

Летисия де Хесус Каррера, дети которой учатся в школе имени генерала Ласаро Карденаса, говорит, что до того, как там обустроили пришкольный участок, у нее не хватало денег на покупку овощей для семьи. Но когда, благодаря участию в выращивании фруктов и овощей для школьной столовой, ее дети научились основам здорового питания и экологической устойчивости, они научили всему этому и ее саму. «Теперь, – говорит она, – мы знаем, как делать компост, умеем выращивать растения, ухаживать за ними, а потом собирать урожай».

На школьном огороде уроки математики проходят гораздо интереснее! ©ФАО/Фернандо Рейес Пантоха
На школьном огороде уроки математики проходят гораздо интереснее! ©ФАО/Фернандо Рейес Пантоха

Была и «жертва» перехода школы к устойчивой продовольственной политике – и ею оказался магазин, где продавали еду для школьников. Пока участок не приносил урожая (сейчас в меню школьной столовой есть мангольд, морковь, шпинат, свекла и цветная капуста), родители давали детям карманные деньги, чтобы они могли купить что-то и перекусить на перемене. Но узнав об основах питания больше, они поняли, что растительные продукты гораздо лучше поддержат здоровье их детей в течение долгого учебного дня, чем закуски промышленного производства и другая нездоровая еда. «Ничего хорошего для них там не было, – говорит Энедина Нери Мальдонадо, другая мать. – Мы решили закрыть этот магазин, потому что там продавали то, что портит здоровье наших детей. Такая пища наносит огромный вред всему организму, от зубов до кишечника».

Школьники не только день за днем наблюдают за ростом овощей, но и принимают в этом непосредственное участие: сами сеют семена и даже собирают урожай, когда он созревает и готов для стола. Уроки естественных наук есть везде, они жизненно важны и нужны, но их практическая сторона, к большому сожалению, во многих регионах мира отсутствует. «Учитель», черная кожанка которого несколько диссонирует с его мягкой манерой держаться, называет это «хорошим решением проблемы плохого питания, избавляющим от необходимости возить еду издалека». Завершает он разговор приятной правдой: «Мы сеем и убираем урожай на своем участке. Благодаря этому в школе создана культура здорового питания, которая распространилась и в семьях учеников».

Источник

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы