Доклад Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства А.И. Мырзахметова в Костанайской области по Концепции Государственной программы по развитию АПК РК на 2017-2021 годы

Құрметті әріптестер!

Мемлекет басшысы ағымдағы жылғы 9 қыркүйекте Үкіметтің кеңейтілген отырысында Қазақстан Республикасында агроөнеркәсіптік кешенді дамытудың мемлекеттік бағдарламасын әзірлеуді тапсырған болатын.

Қазіргі уақытта Ауыл шаруашылығы министрлігі аталған мемлекеттік бағдарламаның тұжырымдамасын әзірледі.

Жалпы, жаңа мемлекеттік бағдарламаны әзірлеу қажеттілігі Қазақстанның Еуразиялық экономикалық одақтың, Дүниежүзілік сауда ұйымының құрамында қызмет етуіне, сондай-ақ ғаламдық экономикада болып жатқан өзгерістер мен еліміздегі ішкі процестерге байланысты туындап отыр.

Askar-Myrzahmetov---Так, анализ производства и реализации животноводческой продукции и продуктов ее переработки в 2015 году показывает, что по рыбе, мясу птицы, колбасным изделиям, сырам и творогу, маслу сливочному, мясным изделиям наблюдается высокая доля импорта (от 33 до 67%).
По баранине, говядине, свинине мы полностью обеспечены и имеется потенциал для наращивания экспорта.

По растениеводческой продукции и продуктам ее переработки анализ показывает, что по макаронам, маслу растительному, овощным консервам, плодовым консервам, сахару наблюдается высокая доля импорта (от 19 до 97%).

По зерновым, муке, масличным ситуация благоприятная как на внутреннем так и на внешнем рынках.

Основные проблемы развития производства и реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки:

  • Перепроизводство пшеницы;
  • Недостаок производства комбикормов, ячменя, мяса птицы;
  • Низкая доля переработки мяса, плодов, молока, овощей;
  • Низкий уровень экспорта говядины, свинины, баранины;

Все вышеуказанные проблемы привели к отрицательному сальдо внешней торговли: – 1,3 млрд долларов США в 2015 году.

В этой связи, основными подходами при выборе цели и реализации Программы являются:

  • физическая и экономическая доступность продукции, а также ее безопасность;
  • целенаправленная экспортная политика;
  • доступность государственной поддержки.

В результате целью Программы определено – обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК.

На реализацию цели направлено шесть (6) задач:

  • Повышение эффективности животноводства на 58% и растениеводства на 40%;
  • Развитие масштабной сельхозкооперации для вовлечения 670 тысяч мелких производителей в товарное производство и создания действенной системы сбыта и переработки продукции;
  • Обеспечение эффективности и доступности господдержки с максимальным охватом СХТП;
  • Реализация целенаправленной экспортной политики и продвижение казахстанского бренда органической продукции;
  • Вовлечение в оборот более 600 тыс. га орошаемых земель;
  • Совершенствование государственного регулирования АПК.

Теперь по каждой задаче подробнее.

Повышение эффективности животноводства на 58%

Ранее в республике не проводилась целенаправленная работа по кормопроизводству с учетом соблюдения установленных рационов кормления животных. Для повышения эффективности животноводства будет:
– разработан страновой кормовой баланс;
– в 2 раза увеличатся площади многолетних трав (с 1,6 до 3,9 млн га), за счет развития семеноводства кормовых культур и за счет погектарного субсидирования многолетних трав;
– увеличено производство комбикормов (на 1,3 млн тонн) и дозагружены комбикормовые заводы с 48% до 80% (форвардный закуп (Продкорпорация), субсидирование закупа составляющих (ячмень, кукуруза).
Также планируется расширение площадей обводненных (с 43 до 61 млн га) и улучшенных пастбищ (с 6 до 10 млн га), путем:
– продолжения программы субсидирования (80% от вложений) обустройства  колодцев (3,5 тыс. на общую сумму субсидий 22,3 млрд тенге за 5 лет);
– коренного улучшения 4,0 млн га пастбищ (вспашка, посев пастбищных трав, сбора камней), через механизм возмещения 50% затрат.
Увеличение поголовья племенных животных планируется путем продолжения селекционно-племенной работы, а также совершенствования механизмов субсидирования с привязкой к конечному результату (переход от субсидирования маточного поголовья к полученному приплоду).

Повышение эффективности растениеводства на 40%

Будет продолжена диверсификация посевных площадей. Площади пшеницы будут сокращены на 2,3 млн га (с 12,4 млн га в 2016 году до 10,1 млн га в 2021 году). Высвобожденные площади будут замещены посевами ячменя, овса, кукурузы на зерно, масличных и др. культур. Нами подготовлены необходимые расчеты по площадям в разрезе культур и регионов.
Особое внимание будет также уделено стимулированию использования удобрений и качественных сортовых семян.
По удобрениям за счет:

  • увеличения объемов субсидирования;
  • совершенствования механизма (увеличение норматива для зарубежных видов удобрений с 30 % до 50 %);
  • заключение меморандумов между производителями удобрений и акиматами областей по обеспечению и поставке удобрений.

Увеличение использования качественных сортовых семян будет осуществляться за счет совершенствования механизма субсидирования (переход от субсидирования семян не ниже первой репродукции в соответствии с нормами приобретения семян на субсидирование оригинальных и элитных семян).

Увеличение темпов обновления парка сельскохозяйственной техники и оборудования будет осуществляться за счет инвестиционных субсидий (25 % от инвествложений) и субсидирования процентной ставки по кредитам и лизингу. Также планируется увеличение фондирования по кредитным программам КазАгро на закуп сельхозтехники и оборудования. При этом, будет сделан упор на закуп относительно недорогой сельхозтехники производства СНГ и КНР с локализацией части производств в Казахстане. На данный момент есть договоренность с производителями сельхозтехники и оборудования России и Беларуси о создании в Казахстане полноценного производства.

Развитие масштабной сельхозкооперации для вовлечения 670 тысяч мелких производителей в товарное производство и создания действенной системы сбыта и переработки продукции

Здесь представлена схема работы кооператива, особенность которой заключается в расчете с поставщиками, т. е. будет прямой расчет покупателя с производителем-членом кооператива.

В целом за 5 лет кооперация позволит объединить около 670 тыс. мелких производителей и создаст альтернативные каналы сбыта их продукции.

Обеспечение эффективности и доступности господдержки с максимальным охватом СХТП

В настоящее время в животноводстве есть 33 направления субсидирования, по ним в 2015 году выделено 69 млрд тенге.

В рамках программы будут пересмотрены 6 видов субсидий (на 34,5 млрд тенге):
По субсидиям за производство говядины, молока, баранины на сегодня основными получателями являются крупные хозяйства (60% от общей суммы), например по говядине основной объем субсидий (60%) получает 19 откормплощадок (от 3000 скотомест) аналогичная ситуация и по молоку. В связи с чем, по данным направлениям будут снижены критерии (по говядине с 400 до 100 скотомест) и дана возможность участия сельхозкооперативам. За счет чего количество получателей увеличится в 2,5 раза.

Также в связи с достаточным объемом племенного молодняка мясного направления будет исключено субсидирование завоза импортного племенного КРС мясного направления (средства будут направлены на субсидирование продукции).

Субсидирование грубых сочных кормов, которые выплачиваются на голову (за счет МБ в среднем 100 тыс. тг) и не обеспечивают ориентацию на конечный результат. Планируется перенаправить данные средства на субсидирование реализованных комбикормов сельхозкооперативам.

Кроме того субсидирование селекционно-племенной работы КРС выплачиваемые на 1 маточную голову (племенную – 20 тыс. тенге, товарную – 18 тыс. тенге), без привязки к конечному результату (на содержание одной головы), будет переориентирован к получаемому приплоду.

Теперь по субсидиям в растениеводстве

Действующая система предполагала погектарное субсидирование плодово-ягодных культур и винограда (9,3 млрд тенге).

Мы предлагаем перенаправить 6,3 млрд тенге на инвестиционное субсидирование интенсивных садов и виноградников, плодово-ягодных культур, при этом число участников увеличится до 523 получателей субсидий.

Оставшиеся 3 млрд тенге предлагается направить на субсидирование производства комбикормов и переработку риса, масличных, производства сахара, патоки и хлопка-сырца.
30,4 млрд тенге погектарного субсидирования распространялись на зерновые, зернобобовые, сахарную свеклу, бахчевые, картофель, хлопчатник. Нами предлагается 23,3 млрд тенге из этой суммы направить также на субсидирование производства комбикормов и переработку риса, масличных, производства сахара, патоки и хлопка-сырца.

4 млрд тенге из этой суммы направляется на субсидирование семеноводства. Остаток суммы в размере 13,1 млрд тенге перенаправляется на погектарное субсидирование кормовых культур и закупочной цены перерабатывающих предприятий.

Субсидирование на 1 га овощей в сумме 4,8 млрд тенге предлагается перераспределить следующим образом:
1,7 млрд тенге направить на субсидирование семеноводства,
3,1 млрд тенге направить на субсидирование затрат промышленных теплиц.
Основной эффект такого перераспределения мы видим в увеличении охвата сельхозтоваропроизводителей на 5 тыс. СХТП, загрузки перерабатывающих предприятий, повышения качества семян и объема их производства.

Кредитная политика АО «НУХ «КазАгро»

Политика кредитования АО «НУХ «КазАгро» будет ориентирована на увеличение охвата субъектов АПК, и, в приоритетном порядке, на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также сельхозкооперации.

С этой целью будут активно вовлекаться кредитные товарищества, микрофинансовые организации, лизинговые компании, банки. Для повышения доступности займов через кредитные товарищества их финансирование будет осуществляться при условии увеличения численности участников КТ и конечных заемщиков.

Кредитование СХТП будет осуществляться с требованием к обеспечению загрузки отечественных перерабатывающих мощностей.

Процессы кредитования в «КазАгро» будут максимально автоматизированы, а порядок рассмотрения заявок станет более транспарентным.

Все это позволит увеличить ежегодную численность конечных заемщиков с 15 до 25 тыс. СХТП, численность участников КТ повысить с 12,5 до 20 тыс. СХТП.

Реализация целенаправленной экспортной политики и продвижение казахстанского бренда органической продукции

В целях поддержки отечественных СХТП при продвижении продукции на внешние рынки планируется создание Экспортного центра АПК (далее – Центр) на базе АО «Продкорпорация» с одновременным слиянием с AO «KAZNEX» и АО «КазАгроГарант».

Функциями создаваемого Центра будут:
– Сервисная поддержка СХТП (AO «KAZNEX»).
Поиск и предоставление СХТП информации о возможных рынках сбыта продукции; поддержка в виде предоставления мест на выставках и ярмарках за рубежом, включение в состав торговых миссий; продвижение казахстанских зонтичных брендов, в том числе органической продукции.
– Экспортные каналы для СХТП (Зарубежные представительства)
Определение требований к продукции и поиск потенциальных покупателей. Далее Центром будут заключены контракты с покупателями и торговыми сетями о поставках продукции. Кроме того Центром может быть осуществлен закуп продукции для формирования партий товаров в целях создания экспортных каналов.
– Финансовая поддержка СХТП (АО «КазАгроГарант»).

По указанному направлению СХТП будут представляться:
– торговое финансирование;
– страхование экспортных контрактов;
– экспортные гранты на рекламу и логистику.

Благодаря оказываемой Центром поддержке, у СХТП имеющих возможность формировать крупные партии, появится возможность выхода на иностранные рынки напрямую или посредством продажи продукции в ТЛЦ/ОРЦ.

Вовлечение в оборот более 600 тыс. га орошаемых земель

В рамках данной задачи в оборот будет вовлечено 610 тыс. га орошаемых земель за счет привлечения займов международных финансовых организаций (Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития и Исламский Банк развития).
В настоящее время Исламским банком развития выдан займ на восстановление 35,4 тыс.га ныне неиспользуемых по назначению орошаемых земель 4-х районов Алматинской области общей стоимостью – 17,3 млрд тг.

Следующий займ выдан Европейским банком реконструкции и развития для проектов восстановления 115,59 тыс.га востребованных орошаемых земель Актюбинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей общей стоимостью проектов – 56,87 млрд тг.
Исламский банк развития предполагает выдать займы для финансирования восстановление водообеспеченности 144 тыс.га земель регулярного орошения Алматинской, Атырауской и Павлодарской областей с общей стоимостью 47,48 млрд тг.
Европейский банк реконструкции и развития предлагает Казводхозу во 2-ой фазе займа для финансирования проектов по восстановлению водной и ирригационной инфраструктуры 138,26 тыс.га орошаемых земель Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, с общей стоимостью 63,26 млрд тенге.
Азиатский банк развития намерен выдать займ на 18 лет для финансирования проектов восстановления 177,15 тыс.га земель регулярного орошения со стоимостью 59,71 млрд тг. в Актюбинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях.

Совершенствование государственного регулирования АПК.
Основные меры по обеспечению ветеринарной, фитосанитарной и пищевой безопасности

В рамках данной задачи планируется:

  • определить ветеринарные требования к ветеринарным организациям, созданным МИО;
  • внедрить систему оценки эффективности деятельности МИО по реализации функции в области ветеринарии;
  • определить подотчетность СХТП ветеринарным подразделениям МИО;
  • законодательно предусмотреть возможность МИО принимать административные меры;
  • передать СХТП химические обработки против особо опасных вредных организмов и вредных объектов (за исключением проведения мероприятий против стадных и не стадных видов саранчовых вредителей выше экономического порога вредоносности, карантинных вредителей леса карантинных сорняков на землях госзапаса и ожога плодовых), при этом субсидировать 50% стоимости пестицидов;
  • актуализация, разработка и унификация НПА и НТД в области техрегулирования безопасности пищевой продукции.

Основные меры по повышению технической вооруженности субъектов АПК

На сегодняшний день, приобретение сельхозтехники субсидируется в рамках программы инвестиционного возмещения затрат. Однако в последнее время в обновлении сельхозтехники и оборудования сложился диспаритет в сторону покупок дорогой техники крупными агрохолдингами. Это стало причиной замедления процессов обновления машино-тракторного парка и сельхозоборудования в целом по АПК.

Предложенные варианты пропорций закупа сельхозтехники производства дальнего зарубежья и стран СНГ наглядно иллюстрируют возможности увеличения темпов обновления за одни и те же деньги.

Этому будет способствовать ориентация норматива инвест-субсидии на приобретение дешевой техники производства КНР и СНГ. При этом, предполагается заключение соглашений между Министерством и крупными машиностроительными компаниями СНГ и КНР соглашений об организации производства сельхозтехники в Казахстане с высоким уровнем локализации.

Основные меры по обеспечению рационального использования земельных ресурсов

 В рамках данной задачи будет приняты меры, выработанные по итогам Земельной Комиссии, в том числе определение новой кадастровой стоимости земель и формирование реальной базы данных.

Обеспечение связи между наукой и производством

Главным фокусом научно-технического и информационного обеспечения АПК станут мероприятия, направленные на обеспечение связи между наукой и производством.
На базе Казахского национального аграрного университета в Алматы и Казахского аграрно-технологического университета им.Сейфуллина в Астане будут созданы два агроцентра. Фактически будут созданы консорциумы по принципу «вуз – научно-исследовательская организация – работодатели» в целях подготовки кадров по прямому заказу производства.
Будут укрупнены научные темы по программно-целевому финансированию с 27 направлений до не более 17 – по количеству основных подотраслей АПК. Прикладные научные исследования будут проводится с обязательным привлечением софинансирования со стороны сельхозпредприятий.

Основным направлением научно-технической политики станет трансферт готовых апробированных технологий, используемых для реализации поставленных госпрограммой задач (это доступные, массовые, надежные технологии в с/х машиностроении, кормопроизводстве, хранению и переработке и т.п).

Для разъяснения сельхозтоваропроизводителей и населения о государственных мерах по поддержке отрасли, обучению новым видам техники и новым технологиям, совместно с НПП Атамекен будет развиваться система передачи знаний на базе 30-40 передовых хозяйств: это постоянно действующие консультации с демонстрацией техники и технологий, более 700 семинаров с охватом 15 тыс. производителей ежегодно.

Перечень принятия новых и внесения изменений в действующие законодательные акты

Разработка проекта нового закона «О личном подсобном хозяйстве»;
Внесение изменений и дополнений в кодексы:
• Земельный кодекс Республики Казахстан
(в части контроля за рациональным использованием земель сельхозназначения)
• Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
(в части стимулирования СХТП путем предоставления налоговых льгот)
• Экологический Кодекс Республики Казахстан
(в части исключения отходов животноводства из перечня экологических выбросов)
• Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан
(в части корреляции мер господдержки субъектов АПК)
Внесение изменений и дополнений в законы:
• «О государственном регулировании развития АПК и сельских территорий»
• «Об обязательном страховании в растениеводстве»
• «О зерне»
• «О защите растений»
• «О ветеринарии»
• «О безопасности пищевой продукции»
• «О карантине растений»
• «О развитии хлопковой отрасли»

Оценка эффективности программы

Реализация государственной программы обеспечит:

  • дополнительный прирост валовой продукции сельского хозяйства на 1 трлн. тенге или на 33%;
  • расширение охвата сельхозтоваропроизводителей мерами господдержки в 10 раз с 68 до 670 тысяч;
  • снижение отрицательного сальдо экспорт-импорта сельхозпродукции в 5 раз с 1,3 млрд долларов США до 0,27 млрд долларов США;
  • увеличение площади орошаемых земель в 1,4 раза с 1,4 млн га до 2,0 млн га;
  • создание системы сбыта продукции для 670 тысяч личных подсобных хозяйств на основе кооперации;
  • повышение эффективности животноводства на 58% и растениеводства на 40%.

Финансовое обеспечение

По предварительным расчетам, бюджет программы «Агробизнес-2020» и Государственной программы по управлению водными ресурсами достаточен для реализации новой Государственной программы в период с 2017 по 2020 годы.

Что касается разъяснения и согласования Концепции, то в настоящее время Концепция государственной программы на 2017-2021 годы обсуждается с общественностью.
Так 8 ноября проведено разъяснение в НПП РК «Атамекен», в котором приняли участие более 200 представителей бизнеса, государственных органов и НПП РК.
Кроме того, 8 ноября состоялись общественные слушания, на которых приняли участие более 700 человек во всех регионах страны.

10 ноября также Концепция Программы также была презентована на совместном заседании аграрных комитетов Парламента Республики Казахстан.
10 ноября Концепция была презентована на кустовом совещании в Актобе с участием западных областей.

Кроме того Концепция обсуждена на заседании Совета по аграрной политике при МСХ РК.

Источник: пресс-служба МСХ РК

Также читайте:

Итоги развития казахстанского АПК за 9 месяцев 2016 года

МСХ РК подвели итоги совещаний по проблемным вопросам развития регионов

МСХ РК презентовало концепцию Государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы