Как транспортный коллапс обесценил казахстанское зерно
Урожай зерна в Казахстане в 2017 году составил порядка 21,5 млн тонн. Неплохой результат, особенно учитывая засушливое лето. Однако с реализацией пшеницы у аграриев проблемы возникли практически сразу по окончании уборки. Из-за дефицита вагонов остановились как отгрузки на экспорт, так и поставки внутри страны
Мёртвому рынку припарка
Тема падения цен на зерно нового урожая стала активно обсуждаться с октября. То есть, сразу по окончании жатвы. Затронул ее и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе декабрьского общенационального телемоста телемоста «Новая индустриализация страны: прыжок казахстанского барса». Говоря о падение цен на зерно, глава государства отметил важность развития переработки сельхозпродукции, поскольку готовые товары имеют большую ценовую стабильность.
Однако переработка – дело неблизкое, а крестьянам нужно что-то делать с полученным зерном уже сегодня. Союз фермеров Казахстана предложил правительству страны свой вариант выхода из острой ситуации: увеличить объем закупа в резервы Продкорпорации по устраивающей аграриев цене.
Принимать решение по этому вопросу пришлось уже новому министру сельского хозяйства, вице-премьеру РК Умирзаку Шукееву. Во вторник, 26 декабря, согласие наконец-то было получено в ходе совещания правительства. Объем закупок составит 2 млн тонн, стоимость тонны пшеницы 3 класса определена на уровне 42 тыс. тенге. Цена не самая выгодная, но главное, что на парализованном уже два месяца зерновом рынке Казахстана начнется хоть какое-то движение.
Однако это – лишь временное решение проблемы, призванное помочь крестьянам получить деньги на безотлагательные расходы – выплату зарплат и погашение кредитов. Этот факт признаёт и сам Союз фермеров, обозначая факторы, которые стали причинами сложившейся ситуации: коллапс с вагонами-зерновозами и давление рекордного урожая пшеницы в России. Разобраться с этими болевыми точками одним лишь закупом в ресурсы Продкорпорации невозможно.
Об этом же в ходе упомянутого совещания правительства говорил и Кайрат Айтуганов, первый вице-министр сельского хозяйства РК. По его словам, во-первых, цену на казахстанское зерно сбили поставки более дешевой российской пшеницы в приграничные регионы РК. Во-вторых, к избытку невостребованного зерна на внутреннем рынке привела нехватка вагонов внутри страны, из-за чего 40-50% заявок на перевозку остаются открытыми.
Реформы без перемен
Проблема нехватки подвижного состава в Казахстане – далеко не новая. Еще в 2009 году тогдашний министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев поставил вопрос о недостатке зерновозов в стране для отгрузки зерна через черноморские порты.
– Имеющихся зерновозов – 5 200 единиц, их мало. Нам нужно в месяц 700 тысяч тонн зерна экспортировать, но при имеющемся количестве зерновозов Казахстан может экспортировать лишь 500 тыс. тонн, – сказал Акылбек Куришбаев на селекторном совещании правительства.
Подробнее читайте здесь