Как правильно обновить техпарк для аграриев?
Потребуется помощь государства.
Две трети всей сельхозтехники, которая работает в Казахстане, нужно списать согласно эксплуатационным нормативам. Однако аграрии против такого подхода к обновлению машинно-транспортного парка, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Всем обновки
Сегодня в Казахстане работает более 300 тыс. различных тракторов, комбайнов и других агроагрегатов. Согласно данным, озвученным сенатором Али Бектаевым, 65% из них эксплуатируются уже более 17 лет. Если брать Костанайскую область как один из крупнейших аграрных регионов страны, то местным аграриям необходимо заменить 22 тыс. тракторов и 4,3 тыс. комбайнов.
При этом процент обновления техники в среднем по Казахстану не превышает 3% в год, хотя по нормативам нужно десятую часть всех машин заменять. Минсельхоз планирует к 2022 году достичь минимального порога обновления в 6−7%. Для этого планируют субсидировать лизинговые процентные ставки, помогать с первоначальным взносом в виде инвестиционного субсидирования.
«Я считаю, что нельзя так подходить к этому вопросу, — говорит директор ТОО „Алтынсарино“ Борис Князев. — У нас есть КХ, у которых 400 га земли. Чтобы технику амортизировать на 400 га, им 15 лет мало. Она там не получает должной нагрузки. Больше изнашивается оттого, что стоит и ржавеет, чем от нагрузки. Или взять мое хозяйство. Купил пресс Klass. Вы в Германии не найдете, наверное, ни одного такого пресса, который бы за один сезон стюковал более 3 тыс. тонн сена. Его мне хватило всего на три года. Должен быть подход из учета, какая у техники нагрузка».
Специалисты приводят примеры, когда машины, казалось бы, отслужившие свой срок, но в отличном состоянии модернизировали за счет навесных агрегатов. В том же «Алтынсарино» старые комбайны «Дон», которые уже даже не выпускают, до сих пор эксплуатируют, оборудовав новыми широкозахватными жатками местного производства. Работает такой тандем на отлично, хотя по факту обновления парка не произошло. Поэтому опытные крестьяне говорят, что старый трактор не всегда плохой.
В свою очередь сторонники массового обновления техники подкрепляют свою точку зрения тем, что эксплуатация старой техники влечет за собой и рост затрат. Специалисты подсчитали, что сложившаяся ситуация увеличивает производственные затраты на 20%. Если измерять эти объемы в ГСМ, то речь, по словам Али Бектаева, идет примерно о 95 млрд тенге в год, которые теряют казахстанские сельхозтоваропроизводители. При этом потери урожая составляют около 14% от валового сбора, или 200 млрд тенге.
Местное содержание увеличат
По официальным данным, в Казахстане ежегодно продают сельхозтехнику на общую сумму около 80 млрд тенге. Однако машин отечественного производства в этом объеме меньше половины. К примеру, статистика фиксирует, что по комбайнам процент покупки казахстанской техники в общем объеме составляет 49%, по тракторам — всего 34%, прочей техники — около 20%. Большую долю закрывает импорт, при этом многие отечественные предприятия не загружены на полную мощность.
К примеру, в АО «Агромаш Холдинг KZ» сегодня локализация производства комбайнов и другой сельхозтехники на их предприятии составляет порядка 40%. Достигают этого показателя за счет производства некоторых узлов и агрегатов, а также партнерства с казахстанскими производителями. Среди таковых можно назвать аккумуляторы «Кайнар», жатки «Дон Мар». При этом, по словам представителей предприятия, в текущем году завод планирует продать около 500 комбайнов. При таком объеме производство удастся загрузить на 70%. В прошлом году компания реализовала 350 машин. Между тем исполнительный директор предприятия Динара Шукижанова подчеркивает, что попытки расширить модельный ряд, привлечь на местную площадку производителей из дальнего зарубежья не увенчались успехом.
В Минсельхозе предлагают отечественным производителям различные, в том числе инвестиционные, соглашения взамен на поддержку. Цель — увеличить локализацию, снизить стоимость, закрыть потребности рынка, а значит и увеличить сбыт продукции.
«В первую очередь надо начинать с малого, — высказал свою точку зрения директор ТОО «Агрофирма «Каркын» Сайран Буканов. — Почему-то все время считаем тракторы. Но есть много навесной, прицепной техники. Наши деньги уходят на расходный материал: комплектующие, запчасти. Хотя все это можно здесь производить: те же решета для комбайнов, бичи».
Стоит отметить, что в прошлом году Минсельхоз предлагал казахстанским производителям запустить в серию разработки отечественных институтов в части малой механизации. Но живого отклика среди крупных предприятий не нашли. Несмотря на это, министерство к 2021 году все же планирует довести долю отечественной агротехники в общем объеме продаж до 43%. При этом локализацию хотят увеличить лишь на 3%. Дорожная карта для достижения этой цели уже разработана и находится в процессе реализации.
А ведь есть что производить и именно из мелкой техники. В костанайском филиале КАЗНИИМЭСХ есть удачные разработки, которые уже успешно работают на полях, став отличной альтернативой зарубежным аналогам. Аграрии говорят о доступной цене этих орудий, о полной их адаптации к местным особенностям. Директор предприятия Владимир Астафьев подчеркивает, что тут нужно учитывать и покупательскую способность аграриев, большая часть из которых не в силах сегодня приобретать новую технику, особенно когда речь идет о мелких КХ и ТОО. Потому и считает, что отечественная малая механизация должна быть материально доступна и как минимум близка по эффективности зарубежным аналогам. Свою же продукцию институт выпускает на собственных площадях, по сути, в единичных экземплярах под заказ. Менять профиль на производство смысла нет, это понимают и в МСХ. На поток поставить пытаются. В прошлом году часть агрегатов передали для пуска в серию ТОО «Казахстанская аграрно-инновационная компания» (КАИК). Насколько эффективно сработает этот тандем, покажет нынешний год.
Что нужно аграриям?
В Костанайской области за последние пять лет крестьяне приобрели 1300 тракторов и 1200 зерноуборочных комбайнов, еще 1700 посевных комплексов и около 2 тыс. единиц прочей агротехники. И это притом что местным аграриям нужно только тракторов заменить около 22 тыс. Одной из причин низкой скорости обновления машинно-тракторного парка, по мнению управления сельского хозяйства Костанайской области, стал рост стоимости техники. За пять лет цена трактора выросла в 1,9 раза, комбайнов — в два раза, посевные комплексы подрожали в 1,3 раза. И это притом что местных производителей агротехники в регионе немало. Местные предприятия выпускают комбайны, жатки, лущильники, почвообрабатывающую технику.
Вот только у аграриев свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Одни говорят, что отечественная техника должна быть на порядок дешевле, но не менее производительной и качественной. Это для мелких хозяйств. Крупные же, которые, по сути, являются основными покупателями агрегатов, выставляют другие требования: качество, надежность, цена. Именно в такой последовательности расставляют приоритеты. И все чаще такого принципа придерживаются и мелкие КХ.
«Если заниматься животноводством и кормами, то от кормодобывающей техники дальнего зарубежья не уйдем, — говорит Борис Князев. — Нет у нас комбайнов силосоуборочных или тех, что могли бы закладывать сенаж так, как зарубежные. У нас больше 5 тыс. голов скота. 54 тыс. тонн сенажа и силоса заготавливаем двумя комбайнами John Deere. Это производительность и надежность. Но зарубежная техника очень дорогая в обслуживании. Даже если берем щелеватель, то для него из-за границы везти нужно все запчасти. Мы бешеные деньги отдаем не за технику, а за перевозки. Но если мы не можем сделать свой глубокорыхлитель, то что мы можем сделать?»
Попытки перейти на отечественные комбайны есть. Весь вопрос в том, смогут ли казахстанские производители оперативно реагировать на пожелания аграриев, менять свои машины, подстраиваясь под их нужды, а не выпуская то, что привыкли. Возможно, сегодня это один из немногих способов переломить ситуацию: слушать друг друга и предлагать рынку именно то, в чем он нуждается. Хотя, учитывая, что многолетние разговоры о необходимости производства мелких орудий по-прежнему не стали повсеместной реальностью, где-то в этой цепи контакта нет.