Как изменился расчёт заработной платы в 2019 году в РК
В РК в сфере налоговой цифровизации год начался с новых систем мониторинга товаров, единого электронного кошелка и онлайн ведения контрольно-кассовых машин, что, несомненно, улучшает жизнь налогоплательщиков.
О новшествах в налоговом администрировании и некоторых неожиданных проблемах по начислению зарплат, рассказала разработчик «1С Казахстан» Виктория Гусева в эксклюзивном в интервью ИА Strategy2050.kz, передаёт Bnews.kz.
– Виктория, расскажите подробнее о новой системе «виртуальный склад»?
– Система «виртуальный склад» предназначена для организации прослеживаемости товаров. Изначально она позиционировалась как исполнение Казахстаном международных обязательств по соглашению с партнерами по ЕАЭС. Мы должны были обеспечить прослеживаемость товаров, которые были ввезены в Казахстан по пониженным ставкам таможенных пошлин. Но сейчас значение этой системы расширяется, и она будет использоваться для реализации нового проекта этого года: новые возможности для процедуры налогового администрирования, связанного с использованием НДС счетов. В целом, эта та система, которая позволяет налоговому комитету по тем товарам, которые учитываются на «виртуальном складе», видеть весь путь товаров: как он зашел в Казахстан, как перемещался, списан ли он или продан дальше, экспортировался он или находится в Казахстане, у кого он находится. Достаточно мощная система, но пока в «виртуальном складе» участвует только автомобили. В этом году планируется расширение перечня товаров.
– А какие еще новые программы будут внедряться в этом году в налоговом администрировании?
– Будет много новинок, одна из них новая система НДС счета с использованием технологии блокчейна, которая использует и новые технологии, и решает новые задачи налогового администрирования. В частности, эта система которая должна ускорить возврат НДС из бюджета и защитить налогоплательщика, сократить случаи необоснованного отказа в возврате НДС. Это тоже затронет бухгалтеров, потому что для бухгалтера использование НДС счета добровольно, т. е. бухгалтер может не использовать, а может использовать. Добровольно, потому что это нужно самому налогоплательщику, т. е. допустим, если он экспортер и у него есть проблемы с возвратом, он может для себя выбрать этот способ и работать через НДС счет, для того, чтобы упростить свою жизнь. Для бухгалтера это будет означать, что при проведении платежей своим поставщикам, он будет оплачивать их не единой платежкой, а двумя платежками. Один платеж будет на сумму сделки без НДС, а второй платеж отдельный на сумму по сделке будет проходить через банковские счета, так называемые НДС счета, которые открываются в банках второго уровня и предназначены для отчетов по НДС. Проведение платежа через контрольный счет позволит налогоплательщику воспользоваться новым механизмом возврата НДС по ст. 433 сократить сроки, упростить процедуру возврата.
– Насколько успешно, на Ваш взгляд, в нашей стране оцифрована налоговая отчетность?
– Поскольку Казахстан начал очень активное развитие именно информационных технологий рано, т.е. в начале 2000-го года мы уже начали переходить на сдачу отчетности в электронном виде. Мы перешли на выписку электронных счетов-фактур в этом году, чего не сделал никто в СНГ. Мы одни из немногих, кто внедряет у себя обязательную выписку электронных счетов-фактур, мы автоматизировали госзакупки. Поэтому я считаю, что Казахстан очень хорошо развивает сферу информационных технологий, очень активно именно на госуровне для автоматизации госуслуг. Я считаю большим достижением создание кабинета налогоплательщика, который был реализован еще в 2009 году, его не было на пространстве СНГ больше ни у кого и это существенно помогает налогоплательщикам.
– Глава государства поручил с 1 января 2019 года повысить минимальную зарплату в 1,5 раза и снизить налоговую нагрузку. Но, как известно, при расчете такой зарплаты у бухгалтеров возникли трудности. Могли бы вы пояснить, что произошло.
– Действительно, в этом году Президент дал поручение повысить минимальную заработную плату работников у которых она ниже размера МЗП в 1,5 раза и снизить налоговую нагрузку на таких работников, для того, чтобы индивидуальный подоходный налог с их зарплаты был 1%, а не 10%. Это замечательное поручение, оно реализовалось, эти поправки прошли. Но, в связи со структурой законодательства, которое действует в Казахстане, к сожалению, те поправки, которые были внесены в Налоговый кодекс, затронули законодательство в области пенсионного обеспечения, социального обеспечения, социально-медицинского страхования. Поскольку в законодательных актах, которые регулируют порядок расчета социальных отчислений, пенсионных взносов и отчисления на социальное страхование, используется норма из налогового Кодекса, согласно которой требуется корректировка доходов низкооплачиваемых сотрудников. Так получилось, что и для расчетов пенсионных, социальных и отчислений на ОСМС, эта корректировка должна применяться. Применить ее во всяком случае для пенсионных взносов сейчас, к сожалению, невозможно, потому что расчет ссылается сам на себя. Для того, чтобы рассчитать корректировку, нужно знать размер обязательных пенсионных взносов, чтобы рассчитать пенсионные взносы, нужно знать размер корректировки, т. е. получается норма ссылочная. Эта проблема уже известна, она озвучена и, как мне известно, уже готовятся соответствующие законодательные поправки. Как только они будут приняты, то проблема расчета будет урегулирована. Пока таких поправок нет, рассчитать полноценную зарплату, к сожалению, сейчас не получится. Если они не будут в срок приняты, то бухгалтеру придется принимать решение о том, как действовать в этой ситуации. Поскольку проект поправок уже опубликован и в соответствии с ним, когда они будут приняты, то будут распространятся на расчеты с 1 января. Те бухгалтеры, которые проект видели, наверное, попытаются сейчас рассчитать уже с учетом проекта, хотя, еще раз повторюсь, он юридически не принят, не подписан и в силу не вступил. Есть определённая нормативная коллизия, мы очень ждем ее разрешения. Также ожидаем внесение изменений в приказы Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения.
– А не получится ли так, что эта категория работников останется без зарплаты за январь?
– Такие выводы делать нельзя, потому что решение возложено на бухгалтера, это сложное решение, но не начислить зарплату нельзя, потому что будут санкции минтруда. Это обязательство работодателя начислить зарплату, а вот как ее начислить, вот здесь бухгалтеру придется принимать не простое решение. Поверить, что проект примут или не поверить, т. е. такая вот законодательная коллизия, которая очень мешает сейчас нашим пользователям, но мы надеемся, что она будет устранена. Ее необходимо устранить в максимально короткие сроки для того, чтобы все налогоплательщики правильно и верно выполнили свои обязательства перед бюджетом, перед фондами. Это касается тех сотрудников, зарплаты которых составляют не более 25 МРП (не более 63 тысяч тенге), вот для расчета зарплаты им нужно понять, как правильно ее рассчитать с учетом внесённых изменений в законодательство.
– Что необходимо сделать, чтобы исправить создавшуюся ситуацию?
– В эту категорию попадают порядка 2 млн сотрудников, поэтому, для того, чтобы их работодатель правильно выполнил свои обязательства перед бюджетом, нужны разъяснения или нужны поправки в законодательстве, которые эту проблему устранят. Мы должны получить ответную реакцию до конца января, потому что до конца января нужно рассчитать зарплату, выплатить и перечислить платежи в бюджет уже в феврале. Мы следим за этим вопросом, нам ведь нужно написать алгоритмы, которые рассчитывают правильно, а для того чтобы понять, как рассчитывать правильно, требуются действия со стороны законодателей. Это вопрос министерств национальной экономики, здравоохранения, труда и социальной защиты. Именно от них зависит решение этого вопроса. Насколько я знаю они уже принимают меры.
– Спасибо за интервью.