•  

    Рубрика: Новости |  Просмотры - 498

    Что пойдёт на экспорт первым: курица или яйцо?

    Птицеводческий рынок Казахстана становится одним из самых быстрорастущих в Центральной Азии.

    В тени программы мясного животноводства (производство и экспорт мяса говядины и баранины), ставшей центральным звеном политики Минсельхоза Казахстана, незаслуженно осталась сфера птицеводства, которая с каждым годом наращивает свой потенциал. И если по обеспечению мясом птицы мы все еще остро зависим от импорта, то по пищевому яйцу Казахстан уже пару лет как закрыл внутренний рынок, а излишки яичной продукции продает в страны Центральной Азии, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

    Фото: ©Capri23auto / pixabay.com

    Фото: ©Capri23auto / pixabay.com

    В мясном птицеводстве свободна половина рынка

    Лучше всего текущую ситуацию в птицеводческой отрасли описал на одном из недавних совещаний у вице-премьера правительства — министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов. Он констатировал, что в 2017 году отечественное яичное производство на 100% покрыло внутреннюю потребность в пищевом яйце. А казахстанское производство мяса птицы — только на 51%. Объемы импорта бройлеров сохраняются на уровне 172 тыс. тонн мяса птицы в год.

    За пять ближайших лет стоит задача сократить импорт этого мяса до 40%. Однако многое здесь будет зависеть от быстроты ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность предприятия, обещающего стать жемчужиной птицеводческой отрасли Казахстана — Макинской птицефабрики в Акмолинской области.

    Проект общей стоимостью в 40 млрд тенге, который софинансирует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), должен быть запущен в конце 2018 года. Планируется, что максимальные показатели, которые надлежит достигнуть предприятию, — 60 тыс. тонн мяса бройлеров ежегодно.

    Учитывая, что в регионе уже работает крупная бройлерная птицефабрика на 20 тыс. тонн мяса птицы в год, расположенная в поселке Акмол (Малиновка) под Астаной, ожидается, что за 5 лет намеченный план все же будет перевыполнен и импортный завоз бройлерного мяса в страну сократится до 25% в год.

    Квоты, потребители и импорт

    Впрочем, сократить импортные поставки мяса птицы в обозримом будущем необходимо не только по причине поддержки отечественного товаропроизводителя, но и банальной охраны общественного здоровья.

    «Проблема с импортной птицеводческой продукцией касается завоза инжектированного водой и фосфатами мяса птицы, которое частично заполонило рынок республики. Для противодействия такому некачественному импорту следует ужесточить контроль над соответствием требованиям техрегламентов на импортную продукцию птицеводства: на мясо и на яйцо. Поэтому мы выступаем за идею передачи контроля технических регламентов в сфере продуктов питания из комитета охраны общественного здоровья Минздрава в комитет ветеринарии Минсельхоза», — заявил Руслан Шарипов.

    При этом птицеводческая продукция сомнительного качества приходит к нам в основном из двух стран — России, поставщики из которой пользуются либерализацией наших правил и открытым рынком в рамках Евразийского экономического союза, и США, откуда у нас до сих пор существует квота на поставку замороженных «ножек Буша». Кстати, глава Союза птицеводов предложил по этому поводу передать и правила квотирования из ведения Миннацэкономики в вотчину Минсельхоза.

    Однако если с первым предложением — ужесточением контроля за ввозимой продукцией и передаче части полномочий по надзору за качеством продуктов питания от Минздрава Минсельхозу — Умирзак Шукеев согласился, то со вторым решил не спешить.

    «Дело в том, что, когда мы вступали в ВТО, мы обсуждали эти квоты, и американское правительство было весьма настойчиво в вопросе их сохранения. Поэтому эта квота за нами осталась, и она распределяется министерством нацэкономики. Но единственный эффективный путь отхода от замороженных окорочков в сторону охлажденного мяса птицы — это воспитание потребителя. Потребители сами должны решить и сделать свой выбор. И движение в этом направлении уже началось. Мы посещали казахстанские птицефабрики бройлерного направления и убедились, что спрос на их продукцию растет. Сейчас уже более 50% казахстанцев предпочитает охлажденную продукцию отечественных птицефабрик», — отметил Умирзак Шукеев.

    Переизбыток с яйцами

    Что касается производства и экспорта яиц, то в Казахстане эти показатели, наоборот, растут год от года, причем в два-три раза. Если в 2015 году мы экспортировали 20 млн штук яиц, то в 2016 году — уже более 100 млн яиц, тогда как в 2017 казахстанские птицеводы яичного направления добились экспорта уже 280 млн штук яиц. В основном наши яйца уходят на экспорт в Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан. Но казахстанские «яичники» лелеют амбициозные мечты выйти на рынок Ирана и Китая.

    Иллютративное фото

    Иллютративное фото

    «Номер один по экспорту для нас — это Афганистан. Эта страна в прошлом году взяла на себя 180 млн штук казахстанских яиц из 280 млн экспортированных. Почему мы туда зашли? Потому что Афганистан покупал яйца у Пакистана, а теперь они начали конфликтовать, усилили границу. Но мы смогли попасть туда еще и потому, что наше яйцо ниже по себестоимости производства, чем в Афганистане, и оно реально конкурентноспособное. Более того, мы в силах увеличить свое производство на 50% в течение трех лет запросто. Поэтому нам нужны новые рынки сбыта и самые первоочередные из них — это Иран и Китай», — рассказал «Капитал.kz» глава Ассоциации яичных производителей Казахстана Максим Божко.

    По этим приоритетным для всего нашего экспорта странам вопрос в настоящее время решается — в текущем году перед нашими птицефабриками яичной направленности должен распахнуться иранский, а в следующем году и китайский рынок.

    «Смотрите, чтобы хотя бы 1% рынка Китая занять — нужно сбыть 4 млрд штук яиц. Мы сегодня в Казахстане как раз и производим эти 4 млрд, но мы не хотим, конечно, взять все яйцо и вывезти туда. Мы говорим о том, чтобы нам продавать в Китай те излишки, которые у нас имеются. Сегодня если взять цифры, мы в состоянии поставить 300−400 млн яиц на китайский рынок — это 0,1% от ежегодного потребления Китая, который съедает 400 млрд яиц в год. Значит нам нужно небольшое окошко. И вот Синьцзянь-Уйгурский автономный район, который граничит с Казахстаном, где у них дорогие корма и практически нет сельского хозяйства, может оказаться для нас такой благодатной территорией», — заверил Максим Божко.

    Глава Ассоциации яичных производителей Казахстана уверен, что если Минсельхоз поддержит их и сделает запрос ветеринарным комиссиям из Китая, то отечественные птицефабрики, как яичного, так и мясного направления готовы показать им «товар лицом» — на полное соответствие всем ветеринарным нормам и требованиям.

    Зерно — в яйца, яйца — в порошок

    Иллюстративное фото

    Иллюстративное фото

    Излишки яиц, которые могут скапливаться в Казахстане по причине временного ограничения экспорта в другие страны, отечественные птицеводы предлагают перерабатывать в коммерчески выгодный яичный порошок.

    «Яичный порошок — у него срок годности два года, мы можем его складировать, он не требует специальных условий для хранения. К тому же, если коробка с жидким яйцом весит 20 кг и стоит $15, то мешок яичного порошка в 12 кг выходит в 100 евро за мешок. А значит затраты на перевозку не так сильно ложатся в себестоимость, и мы получаем возможность возить яичный порошок не только в Китай, но и в Южную Корею, в Японию, в арабские страны и Европу», — говорит Максим Божко.

    Кроме того, птицеводы намерены развернуть на себя часть произведенной пшеницы, которую они предлагают перерабатывать в корма.

    «Если наша цель — производить только на экспорт 2 млрд яиц в ближайшие 5−10 лет, то в пересчете на зерно нам потребуется 280 тыс. тонн пшеницы. Сейчас этот объем пшеницы при продаже за рубеж принесет стране $40 млн, а экспорт 2 млрд яиц — $120 млн. То есть в три раза больше. Это и есть конверсия зерна в более дорогостоящий продукт за счет мясных и яичных птицефабрик», — объяснил Максим Божко.

    Давать ли субсидии репродукторам?

    Впрочем, имеется один нюанс — это племенные суточные цыплята. Сегодня казахстанские яичные птицефабрики на 80% обеспечиваются племенными цыплятами, которые завозятся в основном из России.

    Фото: ©congerdesign / Pixabay.com

    Фото: ©congerdesign / Pixabay.com

    «Мы говорим: давайте разовьем свое племенное птицеводство. Увеличить производство суточных цыплят у нас можно за пару лет в 3−4 раза. И не нужно больших инвестиций, мы просим лишь поддержку в плане субсидирования местных суточных цыплят, которые производятся на местных племенных репродукторах. Эта мера может быть временная, на несколько лет, чтобы эти инвестиции окупились, и мы бы полностью себя обеспечили. А так сегодня 2,5 млрд тенге Казахстан тратит на закупку цыплят у соседей», — констатировал глава Ассоциации яичных производителей.

    Однако что касается репродуктора по производству цыплят, глава Минсельхоза Умирзак Шукеев отмечает, что птицеводы не одни в просьбах просубсидировать репродукцию в их отрасли. Казахстанские свиноводы тоже ставят подобный вопрос.

    «Репродуктор — это дело самого бизнеса. Если среди вас есть инвестор или среди вас имеется частная компания, которая хочет построить этот репродуктор, обладает технологией, просит кредит или удешевление кредита, или какую-нибудь гарантию, тогда мы готовы этот вопрос рассмотреть. Но бизнес, который построит репродуктор, будет нуждаться в том, чтобы его поддержали другие бизнесмены, чтобы к нему приходили и покупали его продукцию. Ведь для такого рода инвестиций это очень критичный момент. Поэтому Минсельхоз вместе с Союзом птицеводов готов рассматривать готовый проект. Дайте предложения», — сказал Умирзак Шукеев, обращаясь к главам птицефабрик.

    Опубликовано 28.06.2018

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    * Скопируйте этот код *

    * Вставьте этот код здесь *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

     
  •   Копирование материалов допускается исключительно с письменного разрешения редакции и при условии ссылки (если это печатные издания), гиперссылки (для интернет-изданий) на agroinfo.kz  
     
    Agronationale Яндекс.Метрика
     
     
      Распространяется на территории Республики Казахстан Размещение рекламы 8 (7142) 39-15-12, 54-39-39  
    ArabicEnglishFrenchGermanItalianKazakhPortugueseRussianSpanishUkrainian