1С:Бухгалтерия в селе

Казахстанские агропредприятия внедряют программный продукт «1С:Бухгалтерия для сельскохозяйственного предприятия». Это реше­ние фирмы «1С» создано на платформе «1С:Предприятие версия 8» специально для ведения бухгалтерского и налогового учета в сельхо­зорганизациях с любой системой налогообложения.

Одним из первых на новый отраслевой продукт перешло ТОО «Ак- Бидай-Агро» Карабалыкского района Костанайской области. Кор­респондент газеты «АгроИнфо» побеседовала с директором ТОО «Ак-Бидай-Агро» Кайыржаном Махсотовичем Наурызгалиевым о воз­можностях, особенностях и совершенствовании учета и отчетности в новой программе.

– В работе бухгалтерии своей ком­пании вы наверняка уже использовали решения 1С:Предприятие, а что ста­ло причиной перехода на платформу «Бухгалтерия для сельскохозяйствен­ного предприятия»?

– Причиной перехода на специализи­рованную платформу стала необходи­мость решения проблем по учету за­трат, охватывающих все особенности сельского хозяйства. Назрела острая необходимость в совмещении бухгал­терского, налогового и управленческого учетов. Для принятия управленческих решений необходимо было существен­но повысить оперативность доступа руководителя к данным бухгалтерии и, что наиболее важно, иметь возмож­ность быстрого проведения всесторон­него анализа за любой период времени по любой аналитике: в разрезе произ­водственных участков, культур, полей, работников, видов сельхозтехники, по­головья КРС и т.д. Например, финан­сово-аналитический отдел предприя­тия буквально за полчаса может пре­доставить таблицу эффективности проведенного ремонта по тракторам «Кировец» (на предприятии их более 80 единиц), где будут указаны все за­траты на проведенный ремонт в тенге (если потребуется, то и с расшифров­кой до последнего болта) относительно их выработки за анализируемый период в условных эталонных гектарах с пол­ной расшифровкой всех проделанных работ. Трактора можно сгруппировать по производственным участкам и тем самым сравнить эффективность рабо­ты инженеров. Такая информация нами жетов последующего производственно­го года. После окончательного утверж­дения структуры посевов на будущий год можно обоснованно спланировать и затраты на ремонт всей техники.

Таким образом, сельскохозяй­ственная конфигурация программы 1С:Предприятие дает возможность не только анализировать текущее состо­яние процессов в агропроизводстве, но и планировать смету предстоящего периода.

– Как вы подходили к выбору про­граммного продукта и почему оста­новились на “1С:Бухгалтерия 8”?

– Программы по автоматизации уче­та от компании 1С широко распростра­нены в нашей стране. Одна из версий стояла и у нас, и наши бухгалтеры ис­пользовали ее на том же уровне, как и в большинстве других компаний. Честно говоря, весь потенциал программы нами был раскрыт только в виде распе­чатки счетов-фактур, накладных и дру­гих бланков. Ни о какой аналитике речи не было. Возможности восьмой версии программы 1С, как многим уже извест­но, в части анализа и обобщения дан­ных очень обширны. У нас было жела­ние использовать эти возможности, ко­торое удалось воплотить в реальность вместе с компанией «КАС Консалтинг». Мы смогли их убедить, что с выбран­ного пути не свернем, они вызвали наше доверие своим профессиональ­ным подходом и целеустремленностью сотрудников.

– Кайыржан Махсотович, есть ли филиалы у Вашей организации? И как там ведется бухгалтерский учет – раздельно в каждом подразделении и в дальнейшем с обобщением в единой базе?

– Внутри ТОО «Ак Бидай Агро» имеют­ся производственные участки, которые ведут учет самостоятельно, каждый по своему участку, начиная с аналитиче­ского учета. Затем данные синхронизи­руются путем обмена информацией на сервер и отражаются в базе 1С в виде бухгалтерских отчетов (приход продук­ции, товаров, списание в производство сырья, материалов, начисление зара­ботной платы и т.д.).

– Поговорим немного о самой работе программного продукта. Выбранная Вами система охватывает учет жи­вотноводства, растениеводства, управленческий и кадровый учет. Успешно ли одна программа справля­ется с таким количеством работы?

– Программа справляется успешно. Но и как любое средство производства, нуждается в системном уходе, контро­ле и наблюдении. Варианты типа «один раз сделал и забыл» – не жизнеспособ­ны. И достаточно быстро программ­ный продукт превращается в печатную машинку. Поэтому нужна постоянная техническа я под­держка. Тем более что со временем всплы­вают новые нюансы, которые необходи­мо в программу вно­сить. Одновременно и аппетиты растут. Сейчас наша про­грамма делает то, что мы два года на­зад предполагали только в самых сме­лых прогнозах.

– Насколько хорош помощник в налогоо­бложении? В налого­вом учете системы приняты ли во вни­мание все особен­ности специального налогового режима для юридических лиц – производителей сельскохозяйствен­ной продукции РК?

– Предприятие применяет и специ­альный налоговый режим, и общеуста­новленный порядок налогообложения. Закладки СНР и ОУП предусмотрены в программе, используются при исчисле­нии НДС. В автоматическом режиме на­логи посчитать трудоемко, поэтому по­следующий контроль со стороны бух­галтерской службы все-таки ведется, однако, думаем, что это дело времени и все это может быть усовершенствовано.

– Заложена ли специфика учета го­сударственных субсидий и дотаций для сельскохозяйственного производ­ства, лизинговых операций и прочих составляющих агробизнеса?

– Для учета лизинговых операций есть возможность учета по контраген­там и в разрезе договоров лизинга. Поступление государственных субси­дий отражается на счетах бухгалтерско­го учета в разрезе деятельности: «рас­тениеводство» и «животноводство» и в зависимости от назначения субсидий по законодательству.

– Внедрение новой конфигурации программы у Вас, как у первого руково­дителя, Кайыржан Махсотович, вызва­ло положительные реакции. Быстрый доступ к аналитике всех учетных дан­ных и отчетностям – это здорово. А какова была реакция персонала на но­вовведение? Если был негатив, изме­нилось ли отношение персонала после ввода в эксплуатацию?

– Вначале трудности по ходу внедре­ния программы, конечно, были, в том числе и проблемы с персоналом. Затем начались технические трудности раз­личного характера, начиная от полно­го отсутствия компьютерной грамотно­сти бухгалтеров на участках (наша глав­ная ударная сила) и заканчивая всеми особенностями сельского хозяйства. Сейчас все позади, работаем в этой программе уже третий год, отношение изменилось в лучшую сторону, отзывы бухгалтеров участков искренние и са­мые положительные, информация фор­мируется быстро, ускорилась обработка данных. Бухгалтера отошли от ручной работы, переписки отчетов. Все данные можно распечатать и сформировать в базе 1С. Хотелось бы дать универсаль­ный рецепт для тех, кто собирается внедрять какие-либо информационные продукты:

1.Директор (собственник), фи­нансовый директор (главный эконо­мист) и главный бухгалтер должны по­нимать и полностью поддерживать внедрение.

2.Необходимо объяснить всем задействованным во внедрении специ­алистам конечную цель и подкрепить ее денежным вознаграждением.

3.Определить компанию вне­дренца, который имеет репутацию, штат работников и положительный опыт. Необходимо учитывать, что вы­страиваемые отношения долгосрочные и должны быть гарантии по технической поддержке после успешного внедрения продукта.

– Хочется услышать от Вас про первые итоги внедрения програм­мы «1С:Предприятие версия 8,2». Изменилось ли количество бухгал­теров, график работы, трудозатра­ты? Появились ли дополнительные отчеты?

– Улучшилось качество и оператив­ность принимаемых управленческих ре­шений. За масштабностью бизнеса и от­даленностью производственных участ­ков практически не осталось «черных дыр» в информации. Весь производ­ственный процесс стал прозрачным.

Стратегические плюсы дополняются множеством тактических (локальных) новшеств:

– на производственном участке про­цесс работы осуществляет один бух­галтер, способствует этому своевре­менная подача данных бригадирами и учетчиками;

– появилась возможность хранения информации в компактном виде и ис­пользования ее сотрудниками, имеющи­ми доступ к информации в базе 1С 8.2;

– отделом финансово-аналитическо­го учета формируются необходимые управленческие балансы, бюджеты;

– механизаторы о проделанной рабо­те и начисленной заработной плате уз­нают уже на следующий день, прямо на полевом стане.

Ограничений во введении каких-либо дополнительных отчетов сейчас нет, а ранее они не составлялись ввиду высо­ких трудозатрат и низкой оперативности сотрудников. Тогда необходимо было вручную обработать кипу первичных документов, которую предварительно необходимо было собрать с производ­ственных участков, затем перепечатать и пересчитать на калькуляторе. Пока та­кой отчет изготовится, данные становят­ся неактуальными.Количество бухгалтеров не изме­нилось, но улучшилось качество их работы.

– Этот программный продукт – пре­красное решение для таких крупных агрохолдингов, как ТОО «Ак-Бидай- Агро». А что можете посоветовать средним фермерам – ТОО и КХ, у ко­торых достаточно большие сель­скохозяйственные угодья? Стоит ли таким хозяйствам внедрять «1С:Бухгалтерия для сельскохозяй­ственного предприятия»?

– Думаю, что стоит, каждый фермер по своему желанию выбирает. От пло­щади земель тут не зависит, хочет ли руководитель видеть весь системный анализ хозяйствования, знать, сколько потрачено и вложено денежных средств и материалов в каждое поле, трактор, сотрудника и так далее. Исходя из это­го, планировать бюджет оборота буду­щего года, сколько нужно будет заем­ных средств и как можно обойтись сво­ими силами. И еще много другой нужной информации для усовершенствования бизнес-процессов. Все это возможно с помощью обсуждаемой программы.

Спасибо большое, Кайыржан Махсотович, что нашли время для бе­седы. Желаю Вам и Вашей компании дальнейших успехов!

Жанна Батабаева

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы